Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждений с использованием методов ОТСМ – ТРИЗ

Страницы работы

Содержание работы

Синдяева О.Н.,

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

Детского сада № 178 «Облачко»

Обучение детей старшего дошкольного возраста

связным высказываниям типа рассуждений

 с использованием методов ОТСМ  – ТРИЗ

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становления и развития всех сторон речи. Овладение детьми связной речью занимает одно из главных мест в исследовании речевого развития. Это обусловлено ее социальной значимость и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

В отечественной методике речевого развития  определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А.М. Бородич, Ф.Х.Сохин, О.С.Ушакова, Л.Д.Шадрина и др.). Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, многие из которых посвящены овладению детьми разными типами высказывания и свидетельствуют о возможности  и целесообразности их использования в дошкольном детстве.

Дискуссионными остаются вопросы использования разработанных технологий обучения дошкольников разным типам высказываний в практике работы дошкольных образовательных учреждений. В содержании работы дошкольных образовательных учреждений  развитию связной речи уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения разным типам высказывания: описание, повествование,  рассуждение.

Необходимо отметить, что традиционная  методика развития речи строится в основном на обозначении значения признака, а потом пытается сообщить детям имя этого признака. Около четырех лет ребенок должен самостоятельно составить рассказ или описать любую игрушку не только с точки зрения значений признаков, но и назвать и их имена. Но многолетняя практика показывает, что на обобщения выходят далеко не все дети. Из-за этого сложность не только при самостоятельном описании картины или предметов, передачи их действий,  но и в целом развития связной речи. На языке  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  мы бы сказали, что через экспериментирование со значением признаков ребенок познает значения признаков объектов. Обобщение значений признаков ведет к постепенному формированию у ребенка ИМЕНИ признака, что в свою очередь, оказывает эффективное влияние на развитие связной речи дошкольников (Т.А. Сидорчук).

Таким образом, реализовать данное содержание обучения, призваны адаптированные к работе с дошкольниками методы ОТСМ - ТРИЗ, использование которых способствует формированию зачатков теоретического мышления, творческого воображения, способов обработки любого теоретического потока, развитию умений преобразовывать объекты, как одного из показателей интеллектуального развития личности. С применением методов ОТСМ - ТРИЗ творчество и развитие становится доступным для каждого практически в любой области деятельности.

Эффективным приемом обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждения является чтение художественной литературы и обсуждение прочитанных произведений. Художественные произведения преимущественно носят природоведческий характер и подбираются таким образом, чтобы в них была понятна тема, выделены структурные части текста, определено его название, а также раскрыто то или иное явление, которое воспринять непосредственно невозможно,  чтобы помочь установить логическую и временную последовательность событий, взаимосвязи и отношения, существующие в окружающем мире (В. Бианки, Н. Сладков, Л.Н. Толстой, М.М.Пришвин, Е.Пермяк  и др.).

Учитывая положение В.С. Мухиной о том, что  «наблюдение за тем, как происходят те или иные явления, собственный опыт действия с предметами, явлениями, позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений,  приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию», мы использовали экспериментирование для формирования доказательной речи. Этому были посвящены специальные занятия. На этих занятиях был проведен ряд опытов по ознакомлению детей со свойствами воды, снега, льда, дерева, металла с использованием ММЧ (методика маленьких человечков). В результате экспериментирования дети объясняли, почему идет пар из чайника, почему вода мокрая, почему небо голубое,  почему шуба в мороз греет и т.д. Дети учились устанавливать логические связи,  выделять существенные признаки для доказательства,  учились делать выводы.

Похожие материалы

Информация о работе