Обучение детей старшего дошкольного возраста решению задач прогнозного характера, страница 2

Основная функция фиксируется в центре СО. При первоначальном рассматривании сложных систем у детей происходит смешение функций, основной и дополнительных. Для устранения этих недостатков использовали следующие игры: «Что умеет делать», «Передай соседу слова», «Дразнилка», «Аукцион», «Что для чего» (см. приложение 1).

3 этап   - анализ составляющих системы для выполнения главной функции (подсистема).

Фиксируются только главные части объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.

4 этап – выяснение места обитания или функционирования объекта, взаимосвязь с окружающим миром (надсистема).

В этот блок входит и классификационная группа объекта.

5 этап – объект рассматривается в прошлом (левая часть системного оператора).

Особое значение придается этапам ретроспективного анализа: кому или чему древний человек «позавидовал», в результате чего возникла у него идея создания данного объекта? Как шло усовершенствование объекта?

6 этап – у объекта, выполняющего функцию в прошлом, разобрать подсистему (составляющие) и надсистему (место обитания или функционирование).

Данный этап можно пропустить, если в нем нет особой необходимости.

7 этап – прогноз (вопрос о будущем), представление объекта в будущем (правая часть системного оператора).

Прогнозирование развития системы  в будущем может быть представлена в трех уровнях

1-й уровень.

К имеющемуся объекту необходимо предъявить претензию по определенному свойству или значению свойства. Далее формируется противоречие, исходя из противоположных требований надсистем.

                О  ------ Ф.

С детьми проводится игра «Хорошо - плохо».

Противоречие разрешается с помощью приемов разрешения физического противоречия (в среднем и старшем дошкольном возрасте – приглашение волшебников ТПФ). Прогнозная задача решается через противоречие. Для вывода детей на первый уровень прогноза, детям задаются вопросы: - Что плохого в данном объекте? Как сделать так, чтобы в будущем данного отрицательного свойства не было?

2 уровень.

Представление надсистемы будущего с имеющейся надсистемой объекта. Обозначить, что объекта нет, а функция его должна быть выполнена.

Ø à Ф

Прогнозная задача решается на уровне представлении идеального конечного результата. Вопрос: - как в будущем будет выполняться функция, если не будет самого объекта?

3 уровень.

Определяется тем, что данного объекта нет, но и нет необходимости выполнения функции.

Ø à …

Вопрос: - как в будущем может стать возможным то, что не будет объекта, но и необходимости в данной функции не будет?

После проведенной нами исследовательской работы, по обучению детей умению решать прогнозные задачи, был сделан вывод, что методика созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач и адаптированных методов развития воображения, дает стабильные результаты по формированию творческого мышления ребенка. Система работы, реализует потенциальные возможности дошкольника в плане развития у него диалектического мышления и формирует творческие способности.

Можно предположить, что данная система, реализованная в условиях детского дошкольного учреждения, может полноценно влиять на развитие качеств творческой личности в будущем.

Приложение 1.

Игры - задания на выделение функций объекта.

1.  «Что умеет делать?»

Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, другой его функцию и т.д. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок, передвигается на его место.

2.  «Передай соседу слово».