Система игровых упражнений на основе метода фокальных объектов как средство развития произвольного воображения дошкольников

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Машкова Е.Н

воспитатель

Система игровых упражнений на основе метода фокальных объектов как средство развития

произвольного воображения дошкольников.

Воображение – что это такое?

В различных источниках можно найти много определений, которые сводятся в основном, к следующему. Воображение – это способность человека представить себе объекты и процессы не воспринимаемые им в данный момент или не существующие (в личном опыте данного человека или вообще в действительности). Воображение является процессом преобразующего отражения  действительности, при котором в результате анализа исходного материала происходит перегруппировка  информации и синтез мысленных моделей объекта и процессов.

Можно выделить три уровня воображения:

1) представление объекта, которые ранее встречались человеку;

2) представление объектов, которые ранее не встречались человеку, но о них есть достаточно полная информация (книги, телевидение, рассказы очевидцев и другие источники информации);

3) представление объектов или процессов не существующих в действительности, при этом у человека отсутствует информации о них. Либо она носит противоречивый характер.

Третий уровень воображения, мы можем назвать фантазией. Ее продукты – те самые мысленные модели системы, не существующих в действительности и есть фантастические идеи. Уровень фантазии человека обычно характеризуется умением генерировать не шаблонные, оригинальные идеи. Эта способность связана, в первую очередь, с умением сбивать психологическую инерцию, которая навязывается привычными характеристиками давно знакомых систем: размерами, весом, функцией системы, временем и местом действия и другими признаками. О вреде психологической инерции, стереотипов мышления при создании нового известно давно, поэтому стали появляться и методы борьбы с психологической  инерцией – это методы активизации творчества. К таким методам относится метод фокальных объектов (МФО).

Основы метода фокальных объектов были разработаны в начале 20 века немецким профессором Ф.Кунце, а затем усовершенствованы американским психологом Ч. Вайтингом. МФО – прекрасное упражнение, развивающее ассоциативность мышления, способствующее улучшению генерирования идей. Этот метод позволяет положительно влиять на развитие ребенка, на его познавательные, эмоциональные, волевые процессы, раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.

В нашей работе с дошкольниками использован МФО, как система интеллектуально - творческих упражнений. Мы установили, что воспитателю в своей деятельности целесообразнее придерживаться следующей последовательности:

1 этап работы с детьми – это игровые упражнения на выявление разных признаков объектов.

2 этап – на умение разделить и объяснить характерные или специфические признаки объектов.

3 этап – на умение переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признака у объекта  (полуактивный и активный этапы).

На 1 этапе рекомендуются такие игровые упражнения:

«Какой объект?»

«Цепочка»

«Опиши объект»

«Угадай по описанию»

Например: упражнение «Цепочка».

Цель: учить детей выявлять разные признаки у объектов. Материал: предмет для передачи друг другу (карандаш или палочка), картинки с изображением объектов. Ход деятельности с детьми: воспитатель показывает картинку (н-р: с изображением яблока) и передает палочку любому ребенку, задача которого – назвать признак (н-р: оно зеленое) и передать палочку другому ребенку. Правило: дети не должны повторять признаки объекта на картинке. 

На 2 этапе целесообразно использовать следующие задания:

«Выбери признаки, которые есть и у других объектов»

«Выбери самое главное…»

Например: упражнение «Выбери признаки, которые есть и у других объектов».

Цель: Учить детей выделять характерный признак и специфический признак объекта. Материал: картинки с изображением объектов. Ход деятельности с детьми: воспитатель показывает картинку, дети называют признаки этого объекта и из всех перечисленных признаков выбираются один характерный (встречается у многих объектов) и один специфический (у некоторых) «Очки – круглые (встречается у многих очков и объектов в целом) и солнечные (только у светозащитных очков).

На 3 этапе предлагаются такие упражнения:

«Давай поменяемся!»

«Необычный подарок»

«Укрась объект необычным признаком»

«Карусель»

«Невпопад»

Например: упражнение «Невпопад».

Цель: Продолжать учить детей объяснять на первый взгляд несвойственные для объекта действия. Материал: мяч. Ход деятельности с детьми: воспитатель называет любое действие не свойственное этому предмету. Ребенок должен объяснить, в каких случаях бывает: расческа пишет или цветок летает.

В результате проводимой работы нами установлено, что дети 3-4 лет  могут выделять признаки объекта (1 этап); 4-5 лет могут различать характерные и специфичные признаки объекта. Некоторые дети в этом возрасте, с помощью воспитателя, объясняют перенос признака на другой объект.

Похожие материалы

Информация о работе