Система игровых упражнений на основе метода фокальных объектов как средство развития произвольного воображения дошкольников, страница 2

На 3-й этап выходят дети 6-7 лет. Но на каком это происходит этапе полуактивном или активном и при каких педагогических условиях - это тема дальнейшего нашего исследования.

Приложение.

Картотека игр.

Игры первого этапа.

1.  «Какой объект?».

Цель: учить детей выделять разные признаки у объектов.

Материал: различные картинки с изображением объектов.

Ход: воспитатель показывает картинку, а дети называют признаки данного объекта.

2.  «Цепочка».

Цель: учить детей выделять разные признаки у объектов.

Материал: можно использовать любой предмет для передачи друг другу, например, мяч. Картинки объектов.

Ход: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передается предмет. У кого в руках предмет, тот называет один из признаков объекта и передает предмет другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повторяться.

3.  «Опиши объект».

Цель: продолжать учить выделять разные признаки у объекта.

Ход: воспитатель называет объект, а дети горят какой он в максимальной полноте.

4.  «Угадай по описанию?»

Цель: учить детей по признакам угадывать о каком объекте идет речь.

Материал: картинки с изображением различных объектов.

Ход: воспитатель показывает картинку только одному ребенку и он описывает объект, не называя его, так, что бы остальные дети догадались что это.

Примечание: ребенок должен описывать объект от общего к частному.

Игры второго этапа.

5.  «Выбери признак, который есть у других объектов».

Цель: учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Материал: картинки с изображением объектов.

Ход: воспитатель показывает картинку, дети называют признаки этого объекта  и из всех перечисленных признаков, выбирают один характерный признак и один специфичный. Например: очки – круглые, солнечные.

6.  «Выбери самое  главное…»

Цель: продолжать учить детей из многих признаков выделить характерный и специфичный признак для конкретного объекта.

Ход: воспитатель называет любой объект. Дети перечисляют признаки этого объекта. Затем, вместе с воспитателем выбирают характерный и специфичный признак объекта.

Усложнение: проводится с детьми, которые знают буквы.

Ход: воспитатель называет любой объект, а дети говорят признаки этого объекта. Воспитатель записывает эти признаки на доске. В процессе обсуждения, признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются – остаются характерный и специфичный признак.

Игры третьего этапа.

7.  «Давай поменяемся?»

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признаков у объекта с помощью воспитателя.

Материал: картинки с изображением разных объектов.

Ход: воспитатель предлагает поиграть в игру и раздает картинки. Спрашивает, что изображено и какие признаки у этого объекта у всех детей по очереди. Затем, воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком, и как его можно будет использовать.

Примечание: игра проводится с подгруппой детей из 4-5 человек.

8.  «Необычный подарок».

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признаков у объекта с помощью воспитателя.

Ход: воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок, как он должен выглядеть. Опрашивается два - три человека. Признаки объектов- подарков меняются между собой. Ребенок должен объяснить, как будет выглядеть этот подарок и как он будет с ним играть, для чего ему нужен новый признак.

9.  «Укрась объект необычным признаком».

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признаков у объекта с помощью воспитателя.

Ход: воспитатель рассказывает историю о том, как жили-были два объекта. Спрашивает, какие они. Захотели они поменяться признаками. Воспитатель выбирает интересные словосочетания, а дети объясняют, как выглядит теперь этот объект, что с ним можно делать, как играть, как использовать и т.д.

10.«Карусель».

Цель: продолжать учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признаков у объекта с помощью воспитателя.

Материал: рекомендуется использовать два кольца Луллия. Картинки с изображением различных объектов.

Ход: на кольца раскладываются картинки. Ведущий раскручивает круги. С помощью стрелки находятся картинки, которые совпали. Обсуждаются, какие это объекты. Затем, у рассмотренных объектов взаимно меняются признаки. Дети объясняют, что получится.

11.«Невпопад».

Цель: продолжать учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

Материал: мяч.

Ход: воспитатель называет объект и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие «невпопад» - несвойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются. В каких ситуациях нужна эта вещь. Например: расческа – пищит.