Проект Казанского собора. Французский архитектор Жана Тома де Томона, страница 3

Чрезвычайно большую роль в раскрытии идейно-художественного замысла Захаров придавал монументально-декоративной скульптуре. Она мыслилась зодчим в неразрывной связи с архитектурой. Он сам наметил все места ее расположения, ее образный смысл, ее силуэт. Ни одно другое здание русского классицизма не обладает таким законченным и нерасторжимым единством архитектурно-пластических начал. Захаровские идеи реализовали крупные скульпторы того времени — Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, И. И. Теребенев и другие. К сожалению, не все из намеченного зодчим было осуществлено, а кое-что из выполненного было впоследствии уничтожено или искажено.

Немногие дошедшие до нас интерьеры Адмиралтейства, в первую очередь вестибюль с парадной лестницей, показывают Захарова как выдающегося мастера и в этой области. Строгая рустованная аркада нижнего яруса с ее четким мерным ритмом противостоит светлой стройной колоннаде вверху. Свободно и открыто разворачивающаяся двухмаршевая лестница связывает оба этажа. Ясно читаемая планировочная и композиционная структура, отчетливо выраженная функциональность, согласование языка форм наружной и внутренней архитектуры — основные черты захаровского зодчества, проявившиеся и в этом интерьере.

Со смертью в начале 1810-х годов трех рассмотренных выше мастеров кончилась первая фаза русского классицизма 19 века. Дальнейшее его развитие связано с иным поколением архитекторов и характеризуется некоторыми новыми особенностями.

Победоносное окончание Отечественной войны, усиление могущества Российской империи сказалось в зодчестве возрастанием моментов торжественности, триумфальности. Градостроительные свершения приобретают еще более широкий размах. Увеличивается применение монументально-декоративной скульптуры.

Завершается сложение архитектурного облика Петербурга, приобретшего в эти годы тот «строгий, стройный вид», которым он пленяет до сих пор. Помимо уникальных сооружений и ансамблей растет его рядовая застройка, выдержанная в едином стилевом ключе. Развивается благоустройство центральных районов, сооружается много новых набережных и мостов с великолепными чугунными оградами.

В некоторой степени связующую роль между старшим и младшим поколением архитекторов классицизма 19 века играл В. П. Стасов (1769— 1848). Он хотя и работал с конца 18 столетия, но в то время его творчество было как бы в тени рядом с деятельностью его старших современников. В начале нового века он в течение шести лет находится за границей — во Франции и Италии. И лишь с 1810-х годов Стасов выступает на первый план. Начиная с этого времени им построены многие замечательные сооружения Петербурга, играющие важную роль в формировании его облика, тем более ценные, что, будучи разбросаны в различных районах города,. они давали направление его дальнейшей застройке.


Так, например, Павловские казармы (1816—1819) закрепили и украсили одну из границ Марсова поля, а расположенное по соседству здание придворных конюшен (1816—1823) благодаря умелому использованию местоположения (на берегу Мойки, у выхода из нее Екатерининского канала) и продуманному разнообразию фасадов создало здесь один из наиболее пленительных ансамблей столицы. Особенно хорош вид с противоположного берега Мойки на западную скругленную сторону здания, украшенную дорической колоннадой. Перекличка разнонаправленных кривых — плавного изгиба колоннады, перил и свода мостика, линии набережной — сообщает этому уголку Петербурга редкий лиризм.

Стасов всегда скуп в выборе архитектурных деталей, он строит часто свое решение на повторении сходных приемов (например, мотив дорической колоннады с характерными, лишенными баз колоннами встречается у него в различных видоизменениях и в здании конюшен, и в колокольне церкви в Грузине, и в Ямском рынке в Петербурге, и в торговых рядах в Костроме). Иной раз Стасов вообще отказывается от колонн и достигает сильного впечатления лишь точно найденным соотношением пропорций стены и ее отдельных членений. Таковы Провиантские склады в Москве, воздвигнутые в конце 1820 — начале 1830-х годов по стасовскому проекту 1821 года. Могучие пластические объемы трех корпусов, свободно и изобретательно поставленные то торцом, то фасадом к основной магистрали Садового кольца, соединенные красивой строгой оградой, создали один из интереснейших ансамблей классицистической архитектуры.