Национальное своеобразие воспитания. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Методические рекомендации для студентов к экзамену по вопросу

«Национальное своеобразие воспитания. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности»

Чукаев О.В.

А. Логика ответа

1. Почему актуальна проблема сохранения национального своеобразия воспитания, формирования толерантности?

2. В чем смысл учета национального своеобразия воспитания, каковы цели воспитания толерантности?

3. Как определить основные понятия: интернационализм, патриотизм; гражданское воспитание; космополитизм; менталитет; толерантность; нетерпимость; веротерпимость; национальные чувства; культура межнационального общения?

4. Каковы пути, способы решения задачи воспитания толерантности?

5. Как можно определить среди этих путей возможности педагога, учебно-воспитательного процесса?

6. Какие факторы (условия) необходимо учитывать, решая задачу?

7. Как организовать взаимодействие педагога с другими субъектами (социальными институтами, структурами, социальными партнерами и т.д.), заинтересованными в решении задачи?

8. Как оценить достигнутый результат? В чем проявляется сформированность толерантности, культура межнационального общения?

Б. Основные акценты в содержании ответа

1. Обосновывая актуальность проблемы, покажите, с какими негативными процессами, ситуациями в данной сфере сталкивается российское многонациональное общество и мировая цивилизация в целом. Как эти ситуации, тенденции сказываются на поколения, его ценностях, опыте общения, поведении. Покажите, какая перспектива ожидает общество если оно не решает этих проблем (например, рост численности молодежных объединений экстремистского толка, межнациональные конфликты и т.д.).

2. Назовите документы, в которых рассматривается проблема воспитания толерантности, ученых, занимающихся этнопедагогикой. Определяя цели формирования толерантности при сохранении национальных воспитательных традиций, особенностей, представьте образец национального достоинства, толерантности. Какие убеждения, качества его личности, черты поведения можно принять как личностно значимые и социально одобряемые? (Научный мир, широта взглядов, интерес к альтернативным точкам зрения, сострадание и т.д.)

3. Характеризуя содержание понятий, составляющих смысловое поле проблемы, постарайтесь показать, как они связаны друг с другом (например, веротерпимость – это частный случай толерантности, применительно к религиозным убеждениям человека, следовательно, она невозможна без общих свойств толерантности).

4. Рассматривая пути разрешения проблемы, покажите, как ее сложность требует интеграции усилий всех заинтересованных сторон, и, по возможности, проследите связи между путями политического, правового, культурного характера, психолого-педагогическими (образовательными, воспитательными) решениями.

5. Возможности педагога как личности, учебно-воспитательного процесса в целом в данном контексте нужно увязать и с существующими ограничениями, прежде всего, объективного характера (например, позиция семьи ребенка в данных вопросах может совпадать, а может быть альтернативной позиции учителя. А поскольку характер влияния семьи иной в сравнении с воздействием педагога, его возможности в этом плане ограничены). Кроме того, эти возможности целесообразно связать с различными сферами личности воспитанника – ценностно-смысловой , опытом и привычками, особенностями психических процессов (мышления, воли, эмоций), показав, что в большей степени поддается внешним влияниям, а что – нет.

6. Анализ фактов, оказывающих воздействие на процесс воспитания культуры межнационального общения, можно провести в следующей логике:

- факторы социальные (социокультурные): существующие традиции в восприятии других народов, культур в национальном менталитете (этнические стереотипы); роль СМИ и т.д.;

- факторы личностные: особенности нравственной культуры человека, его информированности в данных вопросах и т.д.;

- факторы педагогические: особенности организации учебно-воспитательного процесса, мера активности педагога, доверие к нему и т.д.

Попробуйте определить, каким из этих групп факторов, на ваш взгляд, имеют больший «вес», обоснуйте, почему; покажите, как связаны факторы между собой.

7. Организацию взаимодействия педагога с другими участниками процесса формирования культуры межнационального общения, толерантности можно проиллюстрировать через содержание и формы контактов школы и семьи. Можно также использовать описание той части проекта воспитательной системы школы (которую вы разрабатывали на ЛПЗ), где речь идет об освоенной школой среде (например, форма взаимодействия школы и общественных организаций, официальных структур, учреждений и т.д.)

8. В этой части своего ответа соотнесите известные вам критерии общей воспитанности с особенностями воспитания толерантности, культуры межнационального общения. Постарайтесь расчленить свойство личности на элементы, например, поведенческие акты, проявление ценностей человека в его суждениях и т.д. Помните при этом о различии понятий «критерий» (основание оценки), и «показатель» (наблюдаемые действия, поведенческий, речевой акт)

Похожие материалы

Информация о работе