Инновационные образовательные процессы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Инновационные образовательные процессы

Сафронова Л.В.

При изучении данного вопроса Вам необходимо, в первую очередь, усвоить новые термины «инновация», «реформа», общее и отличительное в их содержании. «Инновация» означает новшество, новизну изменения; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и форму обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровня финансирования системы;

2) в структуре системы образования;

3) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности школы;

5) в отношениях «учитель-ученик»;

6) в методах обучения;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;

8) в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

Вы должны различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственно властью. Педагогическими инновациями являются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения в сфере образования являются инновациями. К чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

3) в отношениях «учитель-ученик»;

4) в методах обучения.

Обратите внимание на обстоятельства, которые определяют необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования:

1) Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления систему образования, методологии и технологии, организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

2) Усиление гуманизации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

3) Происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась, в основном, к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер.

4) Вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.

Выделим следующую совокупность критериев педагогических новшеств:

- новизна,

- оптимальность,

- высокая результативность,

- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы.

Обратите внимание на то, что характерно для современной школы:

Похожие материалы

Информация о работе