Желание добывать знания зависит от права выбора /Вадим Кеспиков/

Страницы работы

Содержание работы

Вадим КЕСПИКОВ: Желание добывать знания зависит от права выбора

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная Правительством Российской Федерации, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение старшеклассников. Как относятся к этой идее на местах? Что думают о ней? Какие видят проблемы или препятствия? Мы говорим об этом с начальником управления по образованию администрации Челябинска Вадимом Кеспиковым.

- Вадим Николаевич, прежде всего как вы относитесь к самой идее профильного образования? - Концепция на самом деле хороша. Другое дело, насколько система образования готова реализовать ее до 2010 года. На нынешней августовской конференции мы много разговаривали с управленцами и учителями. И пришли к выводу, что мы готовы у себя в Челябинске, где сильны традиции экспериментальной, инновационной работы, реализовать идеи концепции. Теперь что касается профильной школы. Уверен, идея замечательная. Однако сразу подчеркиваю: должна быть проведена очень серьезная подготовительная работа. И прежде всего на местах. Мы это понимаем. Весьма интересна, на мой взгляд, позиция, что будут образованы отдельные школы: начальная, основная и старшая. Эта система (знаю, видел сам) существует во многих европейских странах, в Америке. Но, может быть, не стоит переносить на нашу почву абсолютно все без изменения? Сегодня мы чувствуем лишь возможность полного отделения начальной школы. В ближайшее время нам нелегко будет сделать это с основной и старшей профильной. Нелегко потому, что уже сегодня стоит вопрос, как набирать детей в лицеи и гимназии. Надо ведь принимать по месту жительства всех. Вот и получается, что число желающих продолжить образование в старших классах уже сегодня больше, чем реальные возможности. И возникает ситуация конкурсного приема. Предполагаю, что она будет сохраняться. И может стать особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Но Закон "Об образовании" не предусматривает селективного отбора... - Это так. Однако конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений, как утверждает концепция профильного образования, не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком полного среднего образования. Закон гарантирует право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получить его в конкретном образовательном учреждении. Его можно получать в другом. - Согласен. Мне очень нравится идея, когда в рамках 9-го класса основной школы заканчиваются основные курсы, которые по направлениям функциональной грамотности должны знать все. То есть каждый ребенок после основной школы должен быть функционально грамотен по определенному набору предметов. А в 10-11-х классах дети будут сориентированы на выбор профессии. - И тут я вижу, насколько серьезным должно быть в основной школе психологическое обеспечение, которое поможет ребенку это сделать. Должна осуществляться профориентационная работа. - Безусловно, будут нужны не только сами образовательные программы, хотя они играют наибольшую роль как организационные структуры. Но вот ведь какую мы сегодня подчас видим ситуацию: девочка мечтает стать учителем. Правда, профессионально значимых качеств для этой профессии у нее нет, но учится она хорошо и в институт поступает. А при профильном обучении психолог, ведущий наравне с другими специалистами профориентационную работу, еще в основной школе скажет девочке: ты не очень пока подходишь к специальности, о которой мечтаешь. Но ты можешь воспитать в себе с нашей помощью нужные качества и уже потом выбрать понравившийся профиль. То есть что я хочу сказать? Что переход к профильной школе потребует от нас серьезной подготовительной работы. Перестроиться должна будет и основная школа. - То есть давайте уточним, пока вы не можете утверждать, что готовы не только принять идею, но и начать практически переходить на систему профильного обучения. Так? - Совсем не так. Но пока я рассуждаю о том, почему нам в Челябинске нравится идея профильной школы. Предполагается, что в ней будет уменьшена инвариантная часть - очень плавно. Что останется лишь несколько предметов на обязательное изучение, а большую часть курсов ребенок выберет сам. Это замечательная идея. Поскольку, когда ребенок выбирает сам, у него появляется огромная мотивация к учебе. И тогда, даже при не очень хорошей школе или не очень сильном учителе, он будет учиться изо всех сил, с желанием добывать знания. Мало того, нуждаясь в знаниях, он потребует их от школы. И тогда школа должна будет сориентироваться на него, на его личность. Разве это не ценно? - Вы говорили о необходимости серьезной подготовки для учителей и психологов к переходу на профильное обучение. А сколько времени, на ваш взгляд, должна продолжаться такая подготовка для детей? Дети ведь тоже должны суметь определиться, что хотят изучать в дальнейшем. - Думаю, это надо делать с пятого класса. - А не с начальной ли школы? - Нет, не согласен. Ее задача определить начальные навыки функциональной грамотности. Вряд ли начальная школа сможет определить, к чему предрасположен ребенок. На этом этапе достаточно выявить задатки маленького ученика. У нас в Челябинске разработаны специальные методики. Есть интеллектуальный тест на предмет общего уровня образованности, потенциала ребенка. По нему становится ясной картина: вот у этого мальчика такой потенциал, а школа смогла реализовать его лишь настолько. Или мы видим, что у ребенка большой потенциал, а академическая успеваемость низкая. Это означает, что школа плохо отработала с этим ребенком, не замотивировала его на учебу. Или, с другой стороны, видно, что потенциал не очень высокий, но школа сделала все возможное, чтобы ребенок развился. В зоне своего ближайшего развития, конечно. Тест показывает, к каким наукам склонен ребенок. Но исследовать это нужно не раньше 5-го класса. И вплоть по девятый. Чтобы результаты были объективными. Я уже сейчас вижу, как пригодится нам подобная методика в условиях профильной школы. - А вы не проверяли, соглашаются ли с этой вашей методикой родители? Ведь именно мама чаще всего приводит за руку ребенка в математический класс, хотя все методики и его личные склонности показывают, что ему следует идти в гуманитарный. И что тогда? - Все верно! И в будущем нужна будет подготовительная работа с родителями. Взаимодействие с семьей очень важно для эффективного перехода к профильной школе. Не наломать дров. Не действовать с нажимом. Но воспитывать. Я считаю: профильная школа с точки зрения лояльности и демократичности - это исключительное явление. Ибо ее задача - дать ребенку возможность реализовать свое стремление к образованию в соответствии со своими интересами и склонностями. Это с одной стороны, а с другой - она позволяет расширить возможности его социализации, более эффективно подготовить к получению высшего образования. Такова ее цель. И она благородна. Школа должна предоставить ребенку целый спектр предметов, курсов, факультативов. Чтобы он выбирал: я хочу изучать физику вот на таком уровне, а литературу мне достаточно знать на другом, гораздо меньшем. - Ну и сколько, по-вашему, в школе должно быть профилей? - Министерство, кажется, обозначает до семи. Среди них - естественно-математический, естественно-научный, филологический... ну и так далее. Вообще-то трудно сказать, сколько именно профилей необходимо. Да и зачем иметь все из них в каждой школе? Хотя, конечно, каждому ребенку (с такими и с такими склонностями) должно быть доступно хорошее образование, образование того уровня, на который он претендует. Но в каждом большом городе есть районы. Достаточно, на мой взгляд, иметь 3-4 школы, которые будут ориентированы на определенные профили. Ехать до них далеко не придется, ведь они располагаются, повторяю, в одном районе. Надо создать хорошо продуманную сеть учреждений. - Поподробнее, пожалуйста. - Ну например. В этом районе пусть будут четыре начальные школы, 15 основных, а все остальные станут профильными. Вот эта школа - только гуманитарная, она у нас гимназия. В нее едут все дети, живущие в этом районе и мечтающие стать гуманитариями. Другая школа - технологическая, сюда едут будущие инженеры, это технологический лицей. Это все - к примеру. И это все не вопрос самой профильной школы, это задача управления сетью профильного образования. То есть сетью учреждений, которая полностью обеспечивает удовлетворение потребностей населения в своем районе. - А как быть с поселковыми школами? - Такая школа может быть одна на весь сельский район. Надо лишь обеспечить подвоз детей. Хотя... лично я вижу, что потребности именно в многопрофильности у сельских ребят нет. Там достаточно 2-3 профиля, сориентированных на сельские профессии. - А есть ли у вас уже сегодня в городе школы, которые будет нетрудно перестроить под стандарты профильной? - Считаю, что лицеи и многие школы с углубленным изучением отдельных предметов вполне готовы стать в скором будущем профильными. Они работают в режиме эксперимента вот уже 10 лет. Отрабатывают все курсы углубленного изучения дисциплин. А самое главное, что у нас в Челябинске умеют хорошо работать с учебными планами. Сегодня 26 челябинских школ участвует в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры образования. Из них 17 - городские экспериментальные площадки. Иначе говоря, такие школы - это те самые учреждения, которые не первый год отрабатывают модели старшей профильной школы. - Предполагается, что профильная школа ликвидирует пропасть между школьной подготовкой и требованиями вузов. Достижимо ли это? - Хороший вопрос! К сожалению, у нас нет сегодня стыковки стандартов, требований к уровню подготовки выпускников. Вузы выставляют свои требования, школа имеет свои представления о них. Если Министерство образования все-таки состыкует (через разные механизмы) требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников, эта пропасть исчезнет. Ведь если я учитель физики, даже в профильной школе, я должен знать, каковы требования, которые университет предъявит моему бывшему ученику. Если эти требования открыты, я их знаю - проблем нет. Если закрыты, то и профильная школа будет работать... как это точнее выразиться, в никуда. Но с открытыми требованиями школа, особенно профильная, всегда найдет хотя бы одного учителя, который эти требования сможет реализовать, научить своих учеников в соответствии с ними. И люди скажут нам спасибо.

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА Челябинск

Похожие материалы

Информация о работе