Научно-теоретическое обоснование сущности управления в системе образования. Организационные модели школ в теории и практике управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Научно-теоретическое обоснование сущности управления в системе образования

Стратегия социально-культурных преобразований в Республике Беларусь обусловила необходимость перехода к иным методам управления. В условиях рыночных отношений оказываются не столь эффективными плановая экономика, аминистративно-хозяйственное управление во всех сферах народного хозяйства, в том числе образовании. Воникают предпосылки развития управления, основанного на экономических методах, такой тип управления называется менеджментом. Образование как социальный институт в условиях рыночных отношений превращается в сферу услуг [3, c.18].Общая теория управления прошла столетний путь развития и имеет четыре конкретно выраженных этапа: «деловое администрирование», «менеджмент человеческих ресурсов»,«менеджмент бизнеса», «социальный менеджмент». Сегодня практика социального менеджмента развивается по ряду направлений, основными из которых являются окружающая среда, здравоохранение, образование и культура, отношения в обществе. Следует отметить, что все четыре этапа развития теории управления наложили свой отпечаток на практику управления в системе образования [3, с. 6]. Соответственно управление этой сферой также основывается на методах менеджмента, а руководитель учреждения образования выступает как менеджер в сфере образования[6, c.18].

Менеджер – подготовленный в области менеджмента руководитель-профессионал, призванный обеспечить эффективность деятельности организации в современных социально-экономических условиях[6, c. 18].

Менеджмент образования по характеру его приоритетов относится к менеджменту некоммерческих организаций, ориентированному на обеспечение эффективной реализации уставных целей учреждения образования (1)В последние годы в практике осуществления процессов управления образованием проповедуются три цели:

- управление по целям;

- управление по результатам;

- управление по отклонениям[3, с. 7].

Выделяют три ведущие функции управления: организация, руководство, контроль [6, c.18]. Таким образом, основная задача деятельности менеджера в сфере образования состоит в том, чтобы «обеспечить совместную деятельность людей через единые цели и общие ценности, сформировав наиболее подходящую структуру организации, обеспечивая такие условия для обучения и повышения квалификации, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды» [4, с. 20]. «Управление в образовании »: управление – взаимодействие субъектов и объектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима её функционирования, перевода в новое качественное состояние и выход в позицию развития. Для снятия противоречий в понимании и построении управленческого цикла, основанного на функциональном подходе, предполагается следующий

Похожие материалы

Информация о работе