Иерархия потребностей в системе образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Контрольная работа по предмету

«Управление профессиональным развитием менеджера

в сфере образования»

Иерархия потребностей в системе образования

Преподаватель: Рожкова Л.И.

Подготовила: Холодцова Н.И.

Группа 909-6

Минск 2006
ВВЕДЕНИЕ

Еще в начале 20 века Август Хальм объявил войну «безрадостной педагогике прошлого, но и сегодня образ опечаленного ребенка в слезах, цепями прикованного к учебникам, остается популярным сюжетом у карикатуристов. Вот еще несколько сюжетов из практики…

Пройдя горнило приемных испытаний, ярко блеснув на вступительных экзаменах, студент в дальнейшем не находит убедительных стимулов для профессионального совершенствования и в дальнейшем ничем себя не проявляет, теряет интерес к профессии.

Вся история образования подводит нас к важнейшей проблеме современной педагогики: в каком направлении искать резервы становления и развития источников творческого подхода к обучению?

Очевидно, что для того чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение, нужно, чтобы объективное значение деятельности и ее личностный смысл не расходились: если деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то потребность к достижению именно этих ценностей и должна быть основным мотивом деятельности. Нужно также, чтобы процесс деятельности приносил наслаждение.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования – на основе исследования системы потребностей человека, которая является основой мотивации любого вида деятельности, выявить особенности построения иерархии потребностей в образовании.

Задачи исследования:

1.  Выявить сущность понятия «потребность».

2.  Раскрыть суть наиболее известных теорий иерархии потребностей человека, их сходство и различие.

3.  Выявить сущность процесса трансформации потребностей в мотивационную сферу деятельности человека; обозначить круг потребностей, входящих в понятие «учебная мотивация, познавательные потребности», выявить их уровни и формы.

4.  Выявить сущность понятия «иерархия потребностей в образовании» на материалах исследования мотивационной сферы музыкантов.


Определение сущности потребности связывают обычно с понятиями «нужда», «надобность». «Потребности человека - переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности. Потребности человека порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждающие к активности для их удовлетворения. Потребности человека  могут быть материальными (в пище, одежде, жилище и т. д.), и духовными (в музыке, книге, в дружбе, труде и т. п.)»  (5. с. 185).  Они являются первичным источником активности и деятельности. Характерна лаконичная формулировка Д.А. Кикнадзе: «Потребность… - это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет» (8. с. 8).

К.К. Платонов видит потребность как «опережающее отражение нарастания нужды, активизирующее проявление других форм отражения» (9, с. 122). В этом смысле определяет потребности человека и Л.И. Божович, которая склонна понимать потребность как «отраженную в форме переживания (а не обязательно осознания) нужду индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности» (3, с. 41). Как особую форму отражения одного из важнейших компонентов

Похожие материалы

Информация о работе