Педагогические основы совершенствования офицера, страница 5

-  отсутствие необходимых условий, в которых протекает данный процесс (самосовершенствования).

Многие из этих трудностей можно преодолеть за счет качественного руководства процессом самосовершенствования. Это руководство должно быть направлено на создание в части, подразделении необходимых для самосовершенствования условий обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы по совершенствованию своей личности.

Данные целевого опроса педагогов вузов свидетельствуют о том, что они в процессе самовоспитания прибегает к следующим методам: самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, самоотчет.

В качестве методических приемов используются: самоубеждение, самоуправление, самопоощрение.

Наряду с традиционными методами и средствами самовоспитания часть педагогов использует аутотренинг.. Большую помощь педагогов в самовоспитании оказывают разработки и соблюдение правил личного поведения, дневники, самовнушение, систематические самотренировки.

Ведущая роль в руководстве самосовершенствованием принадлежит командиру и его заместителю по воспитательной работе, военному психологу, юрисконсульту. Эту работу осуществляют с опорой на общеизвестные структуры части (офицерские собрания, общественные организации и общества).

Наиболее сложной задачей руководства самосовершенствования офицеров является выработка у них соответствующих мотивов и создание необходимых условий.

Содержание руководства самосовершенствованием зависит от многих объективных и субъективных факторов и обычно включает в себя:

-  пропаганду опыта самовоспитания и самообразования в государственных и военных деятелей, видных ученых и публицистов;

-  всестороннее разъяснение современных требований к офицерским кадрам, особенно в условиях реформирования Вооруженных Сил.

-  изучение офицерами научной теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;

-  формирование положительного общественного мнения, стимулирование совершенствования офицерского состава подразделения части;

-  помощь офицерам в познании и оценки своих качеств, черт характера, осуществление самоконтроля за ходом и результатом работы над собой;

-  контроль и помощь в работе офицеров по самосовершенствованию.

-  создании в подразделении, части условий, способствующих выполнению планов самосовершенствования.

Пропаганда опыта самовоспитания и самосовершенствования направляется в сознание офицера образца данной деятельности, ознакомление их с передовыми методами и приемами, выработку стремления систематически работать над собой. Занимающиеся самосовершенствованием офицеры должны получать одобрение со стороны командиров и их заместителей по воспитательной работе воинского коллектива. Таким офицерам должно предоставляться первоочередное право на выдвижение по службе, направление на учебу.

Самосовершенствованию способствует широкая гласность в оценке успехов и недостатков, офицеров, тщательно организованное состязание (соревнование), распространение передового опыта.

С этой целью могут организовываться: лекции, беседы, собрания, читательские конференции, тематические кинопоказы, обсуждения, встречи с передовыми офицерами.

Очень важно определить перспективу для каждого офицера.

Она долина сочетать в себе как общественные, так и личные интересы.

Так, общеколлективной перспективой может быть такая: не нарушать дисциплины, поднять уровень организованности офицер подразделения, части.

Групповая: перспектива: всем молодым офицерам к концу второго периода службы повысить боевую квалификацию на одну ступень .

Индивидуальная перспектива: подготовиться к поступлению в академию, продвинуться по службе

При этом самосовершенствовании офицеров должно своевременно стимулироваться. Практика показывает, что эффективные средством стимулирования самовоспитания и самообразования офицеров является создание в подразделении части, морально-психологического климата, располагающего и поддерживающего работу над собой.

Одно из направлений руководства самосовершенствованием офицеров является контроль и помощь им в работе над собой.

Контроль может выступать в различных формах, таких как:

-  за выполнением индивидуальных планов самовоспитания и самообразования;

-  анализ боевой и государственно-правовой (гуманитарной) подготовки, исполнительность;

-  индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самосовершенствования и др.

Большую помощь офицерам в работе над собой могут оказать методические советы частей. Они могут разрабатывать программы для самосовершенствования офицеров и методические рекомендации к ним. Обобщать и распространять передовой опыт этой работы, используя для этого лекции, групповые и индивидуальные беседы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как видим, самосовершенствование – это сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного, на протяжении всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил человека.

Значение самосовершенствования возрастает особенно в современное время. Постоянная устремленность к саморазвитию, нацеленность на самосовершенствование – таков социальный наказ нашего общества педагогу. Только при этом условии он имеет право воспитывать подчиненных.

Старший преподаватель

военной кафедры,                                                                И.Шевчик

подполковник