Педагогические основы совершенствования офицера, страница 4

Поставив перед собой цели самообразования, офицеры разрабатывают личный перспективный план (программу) самообразовательной работы на каждый год (период) обучения или более длительный срок. В нем определяется, что и к ко кому сроку необходимо изучить, какие для этого использовать методы и средства, сроки и формы контроля и самоконтроля сделанного.

Содержанием самообразования в условиях части обычно является:

-  идейно-теоретическое самообразование;

-  военно-профессиональное самообразование;

-  психолого-педагогическое самообразование;

-  общекультурное самообразование.

Значение идейно-теоретического самообразования обусловлено тем, что оно решающим образом влияет на мировоззрение офицера характер их деятельности,

Военно-профессиональное самообразование включает изучение вопросов военной теории и практики, специальной литературы и документов, совершенствования навыков и умений руководства подчиненными, организации боевой и государственно-правовой (туманите кой) подготовки.

Психолого-педагогическое самообразование позволяет на научной основе планировать и осуществлять самообразование, использовать для этого самые современные средства, методы и приемы. Оно формулирует у офицеров уверенность в силе своего психолого-педагогического влияния на подчиненных, повышает качество руководство воинскими коллективами.

Общекультурное самообразование офицеров дает возможное офицерам расширять свой кругозор, Сыть интересными собеседника; для подчиненных, развивать и обогащать их в процессе службы. О шальную, художественную литературу , посещать музея, выставки, театры, кино.

Качество и эффективность самообразования зависят стимулов и методов работы офицеров, умения придать ей систематический характер. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение.

Различают обычное и быстрое чтение. Увеличение скорости чтения – важнейшая предпосылка к повышению эффективности самообразования.

Самообразование может включать в себя также работу на тренажерах, самоупражнения и самотренировки , выполнение практических заданий, применение тех или иных приемов самообразование зависит от занимаемой офицером должности, его познавательных возможностей, условий, в которых осуществляется этот процесс, Практика свидетельствует, что эффективность этого пронесся возрастает по мере накопления опыта самостоятельной работы, повышения самоорганизации, овладения системой приемов и методов самообразования

Таким образом, рассмотрены самосовершенствование как фактор развития личности офицера, а также педагогическая характеристика процесса самовоспитания личности.

ПУТИ И МЕТОДИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА.

Какой бы компонент педагогической культуры мы ни брали, в конечном счете, когда речь заходит о путях формирования мех или иных качеств офицера-воспитателя, любые рекомендации неизменно обращаются к самосовершенствованию его личности, к самовоспитанию и самообразованию.

Педагогическая деятельность требует от офицера воспитательно-систематической работы над своим всесторонним развитием. Изучая особенности воздействия личности на окружающих, Л.Н. Толстой пришел к выводу: человек в той мере действует на других, в какой работает над собой. Данный вывод может служить девизом для любого педагога. Ведь если воспитание органически не сочетается со стремлением к знаниям, к самосовершенствованию, то оно превращается для педагога в обузу, в тяжелую повинность. Проводимые мероприятия становятся похожими одно на другое, что угнетающе действует не только на самого офицера, но и на подчиненных, на их общее, профессиональное и культурное развитие. Не случайно поэтому говорят, что учитель живет до тех пор, пока он учится, а как только перестает учиться, в нем умирает учитель. (Д. Ушинский).

Изучение практики самосовершенствования педагогов различных вузов показало, что самовоспитанием систематически занимаются не 23% опрошенных педагогов. Основная масса  (60-65%) работает над совершенствованием своих качеств эпизодически, а 10-15% не только не занимаются самосовершенствованием, но и вообще отрицают его необходимость для себя, полагая, что самовоспитание удел молодых и неопытных людей.

Подавляющее большинство тех, кто регулярно работает над собой характеризуются как хорошие методисты, умелые воспитатели высокой педагогической культуры. Их отличает высокое чувство ответственности, активная гражданская активность, единство слова и дела. Своим примером целеустремленности и ответственности в работе они эффективно влияют на воспитание подчиненных.

Определенная группа офицеров старается развить или преодолеть у себя одно или несколько определенных качеств – например, "избавиться от торопливости", "бороться с многословием", "преодолеть замкнутость и развить коммуникабельность". Подобные конкретизированные цели также способствуют совершенствованию личности педагога, особенно если они являются цепочкой последовательно усложняющихся задач, представляющих, хотя и в свернутом виде, программу самовоспитания.

Войсковая практика показывает, что процесс самовоспитания офицеры обычно испытывают следующие трудности:

-  слабые навыки самооценки;

-  неумение определить цели и задачи этого процесса;

-  неумение эффективно использовать время;

-  слабые навыки самообразования и самовоспитания;