Педагогические основы совершенствования офицера, страница 3

Речь идет о том, что любое качество, любая черта харак­тера складываются из определенного уровня знаний и умений, желаний и стремлений человека.

Необходимо своевременно ставить перса подчиненными реально достижимые цели и задачи как текущие так и перспективные. Для военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, подготовке к поступлению в вуз, помощь младшим товарищам в освоении специальности. Необходимо знать и те пени, которые воины, сами ста перец собой. Полезно рекомендовать им для чтения и обсуждения интересные книги, статьи, в которых рассказывается о выдающихся талантливых людях, примерах мужества, героизма, самопожертвования.

Наиболее трудным в руководстве самовоспитанием является оказание помощи воинам в его плакировании, составлении для себя правил самовоспитания, выборе метопов, средств и приемов. Не секрет, что для многих воинов, в том числе офицеров, не стало еще привычкой планировать занятия по самовоспитанию на день, неделю, месяц, год, а затем подводить их итоги.

Воины, которые занимаются самовоспитанием, намечают для себя правили повседневного поведения, позволяющие устранять отрицательные привычки, черты характера (несобранность, неряшливость, невнимательность) и формировать положительные привычек. Дело это не легкое даже для офицера.

Отсюда - необходимо такие правила подсказывать подчиненным в форме совета, поддержки, критики. Эти правила можно найти в книгах о самовоспитании, других источниках.

Испытанными методами, и приемами. самовоспитания выступают:

самоанализ, самоотчет, самообязательство, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение и др.

Опыт и специальные исследования показывают, что переоценка или недооценка своих возможностей вредна и опоена для дальнейшего развития личности. Необходимо стремиться поэтому как можно более объективно и справедливо оценивать деятельность подчиненных по итогом дня, недели, месяца, года службы. При этом нужно иметь в виду количество и качество проделанной работы, выцедить достижения, отметить допущенные ошибки и недостатка, сказать о проявленных способностях, чертах. характера, воли, поставить задачи на следующий период.

Главное для претворения плана самовоспитания в жизнь уметь управлять собой добиваться поставленной цели. Здесь необходимы самоконтроль, критический анализ своих действий и поступков, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и нравственные усилия, корректировка работы над собой. Особенно все это требуется в начальный период, когда закрепляются соответствующие установки, складывается привычка поступать всегда и во всем в соответствии с начальными правилами.

Хотелось бы сосредоточить внимание на контроле за самовоспитанием со стороны офицера. Встречается много молодых людей которые не верят в свои силы, опускают руки при первых неудачах Любой, даже самый хороший план останется не бумаг, если не под крепить его уставной организацией жизни и деятельности воинов, не поддерживать четкий режим боевой учебы, не соблюдать установленных требований к организации питания, отдыха личного состава

Только то воспитание можно назвать настоящим, которое побуждает человека к самовоспитанию. Индивидуальная воспитательная работа, учет особенностей каждого подчиненного в ходе боевой учебы дают офицеру реальные возможности побудить военно­служащих самовоспитанию, всестороннему развитию духовных и физических сил.

Помимо методов успех самовоспитания зависит от характер; деятельности офицеров, условий, в которых она протекает. Чем сложнее характер деятельности, тем более разносторонние требования она предъявляет к офицерам, подчеркивает их недостатки, заставляет реально оценивать возможности по их устранению. Характер деятельности условий ее протекания являются не только побудителем самовоспитания, но одновременно выступает наиболее объективным критерием оценки его результатов,

Психологической подготовке посвящены ряд тем курсов "Военная психология" и "Психология воинской деятельности", поэтому рассмотрим самообразование.

Другой важнейшей составной частью самосовершенствование офицеров является самообразование. Военной педагогике под самообразованием понимается целеустремленная работа офицера по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствованию практических навыков и умений в гелях достижения высокого уровня профессионального мастерства. Военная педагогика рассматривает самообразование как обязательное усло­вие успешной профессиональной деятельности офицера.

Большинство выдающихся полководцев развили свой талант на основе последовательного самообразования. Самообразование следует отличать от самостоятельной работы как метода обучения. Их принципиальное отличие состоит в том, что самообразование понятие более широкое, основанное на внутренней потребности офицера в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений, сформировавшихся мотивов этой деятельности. Исходным моментом самообразования является осознание офицером необходимости повышения своей квалификации, которая возникает на основе анализа условия своей подготовки и сопоставления его с требованиями практики. Следовательно, характер профессиональной деятельности офицеров является важнейшей предпосылкой их самообразования.