Основные идеи Фрейда. Культурно-исторический контекст появления теории З.Фрейда, страница 3

Приблизительно с четырехлетнего возраста наступает фаллическая стадия. Энергия либидо сосредотачивается в области половых органов и наблюдается интерес к ним. Ребенок начинает понимать разницу между мужчинами и женщинами. У мальчика, который заметил иное строение девочки, появляется страх кастрации, девочка же чувствует свою ущемленность, понимая что она кастрирована. Происходит сильная привязанность к родителю противоположного пола и ненависть к родителя своего пола, развивается Эдипов комплекс у мальчиков, комплекс Электры у девочек. Мальчик испытывает близость к матери и желание смерти отца, из-за этого у него развивается чувство вины и страх наказания, в виде кастрации. На каком-то этапе мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, он отодвигает себя и проходит нормально эту стадию. Если отец не является авторитетом для сына, мальчик отождествляет себя с матерью, что может привести к развитию гомосексуальности. Излишняя нежность матери к сыну, может привести к застреванию на этой стадии во взрослой жизни. Комплекс Электры выражается в том, что девочка хочет обладать своим отцом, а мать для нее является соперницей. Напряженность меньше по сравнению с мальчиками, так как девочка уже кастрирована. Выделяется три пути развитие девочки: маскулинизация( по мужскому типу), невротический путь (неосознанное лишение себя взаимоотношений с мужчинами) и путь развития нормальной женственности.

Перед следующей стадией наступает латентный период от 5-6 лет  до подросткового возраста. Он характеризуется ослаблением сексуальности и сосредоточением на других видах деятельности, посредством сублимации. В подростковом возрасте наступает генитальная стадия. Энергия либидо возвращается в области половых органов. Подросток начинает искать пути удовлетворения этой энергии посредством аскетизации, интеллектуализации и установления эмоциональных связей.

Взаимодействуя с миром и людьми, человек приобретает иллюзию удовольствия. Человек как бы защищается от угроз внешнего мира, строя защитные механизмы. То, что неприемлемо для сознания вытесняется в подсознание. Вытесненный материал, будучи неосознаваемым, продолжает влиять на поведение человека. «Понятие вытеснения, следовательно, не имеет никакого отношения к сексуальности;<…> Оно обозначает чисто психологический процесс, который мы можем еще лучше охарактеризовав назвав топическим [3]».

Регрессия- «возврат от более высокой ступени развития к более низкой [3]». К пример ,реагирование на неприятную ситуацию криком и слезами, что свойственно маленьким детям. Сублимация в узком смысле перенос сексуальной и агрессивной энергии на социально значимые цели, в широком жизни, все виды деятельности. При замещении, вместо реагирования на конкретный объект, происходит реагирование на другой. «Образование симптома — это замещение (Ersatz) чего то другого, что не могло проявиться [3]». Отрицание- когда человек не принимает реальность, не может поверить в случившееся. Проекция- приписывание чувств, эмоций, переживаний другим людям. Рационализация- искажение реальности таким образом, чтобы  нерациональное поведение выглядело как нормальное. Реактивное преобразование- если человек выступает против чего-то, то бессознательно он к этому стремится. Целью психоанализа является максимальное освобождение человека от защитных механизмов путем укрепления эго.