Основные идеи Фрейда. Культурно-исторический контекст появления теории З.Фрейда, страница 2

Фрейдом также были представлены идеи структурных компонентов психики, он выделял: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я). Ид – это все то биологическое, что дается человеку при рождении. Ид примитивно, плохо организовано, но является резервуаром энергии для других структур, которые из  него развиваются. Так как ид- внутренняя структура, она не меняется под действием опыта человека, является совокупностью всех инстинктов, потребностей, влечений. Ид неразборчиво в способе удовлетворения потребностей, для него неважно будет ли удовлетворена потребность в реальности или воображении. Для различения реальности и воображения существует Эго. « Оно (Я) стремиться также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности [2]». Если для Ид важным является инстинкт, то для Эго восприятие. По отношению к Ид, Эго выступает своего рода всадником, который должен обуздать своего коня. « Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля [2]»

Из Эго развивается Супер-Эго, которое является совокупностью правил, норм, запретов и разрешений, которые определяются социальной жизнью. Это совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Сверх-Я возникает в результате Эдипова комплекса и затем пытается вытеснить его. « «Сверх-Я» сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов Комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет позже царить над «Я» как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины [2]».

Фрейд выделяет четыре фазы сексуального развития ребенка: оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадия. Фиксация на одной из фаз, по мнению Фрейда, оборачивается  проблемами во взрослой жизни, так как будучи взрослым, человек, удовлетворяет свои потребности подобно ребенку. Каждая фаза характеризуется определенным место сосредоточения либидо и способы разрядки энергии. « Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище [3]».

Оральная стадия это период развития ребенка от рождения до 18 месяцев. Энергия либидо сосредоточена в области рта, языка, губ, раздражение этих частей приводит к удовлетворению потребностей. Младенец питаясь молоком матери, насытившись  не перестает сосать материнскую грудь, то есть, по мнению Фрейда, он удовлетворяет не только пищевую потребность, но и сексуальную. « Мы можем отнести получение этого удовольствия только к возбуждению зоны рта и губ, называем эти части тела эрогенными зонами, а полученное при сосании удовольствие сексуальным [3]». Неудовлетворенность на этой стадии во взрослой жизни приводит к удовлетворению области рта: кусание губ, переедание, курение, алкоголизм, также виды деятельности связанные с устной коммуникацией.

В районе 2- 2,5 лет ребенок вступает в анальную стадию. Энергия либидо сосредоточена в области ануса . Ребенок испытывает удовлетворение при мочеиспускании и дефекации, учится контролировать свои биологические позывы. «Здесь он вынужден прежде всего обменять удовольствие на социальное достоинство [3]». Неудовлетворенность этой потребности во взрослой жизни ведет к возникновению анально-выталкивающего типа и анально-удерживающего. Первый характеризуется сдержанностью, аккуратностью, жадностью, упрямством, второй – импульсивностью, беспокойством, вспыльчивостью.