Основные идеи Фрейда. Культурно-исторический контекст появления теории З.Фрейда

Страницы работы

Содержание работы

Калганова, 12911.

Основные идеи Фрейда.

Культурно-исторический контекст появления теории З.Фрейда.

Появление психоанализа, по мнению некоторых авторов, не было случайным. Событие и научные открытия предшествующих десятилетий способствовали его зарождению. Теория психоанализа занималась многими проблемами, поднятыми еще до ее возникновения, а практика опиралась на приемы, корни, использования которых уходят в глубокое прошлое. К примеру, основа психоаналитической практики - сеанс в кабинете, был аналогом процедур признания, сложившимся в европейских культурах Нового времени. А длительное любопытство к вопросам интимной жизни человека, повлияло на появления проблемы сексуальности [1].

Новаторские идеи Зигмунда Фрейда оказали большое влияние не только на психологию 19-20 веков, но и на другие науки и сферы общественной жизни. Хотя Фрейд  и не был первооткрывателем своих основных идей, он стал тем, кто смог сопоставить и развить то, что уже было давно открыто в теорию психоанализа. Психоанализ развивался наряду с другими психологическими школами и сильно от них отличался. Предметом исследования было аномальное поведение, методом- клиническое наблюдение, а не лабораторный эксперимент как в других школах. Также стоит отметить, что понятие бессознательного, а именно на него было направлено внимание Фрейда, практически не рассматривалось  в бихевиоризме, структурализме, функционализме [1].

Топографическая модель психики по Фрейду состоит из трех компонентов: сознательное, предсознательное , подсознательное (бессознательное). Сознательное  является частью психики, тем, что осознается в данный момент времени. Если другие ученые считали что, сознание основа психики, то Фрейд выделял его как качество психической организации: « Психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать» [2]. Бессознательное- это те элементы психики, которые никогда не осознаются, они не доступны сознанию. Существует и другие элементы, которые были вытеснены сознанием, так как были для него неприемлемыми, эти элементы никогда не вспоминаются и находятся в бессознательном, воздействуя на сознание. Фрейд описывал свою идею так : « Вытесненное является для нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное- само по себе и без дальнейшего неспособное для осознания [2]». Та часть бессознательного, которая легко может перейти в сознание- предсознательное, это то, что находится в памяти, но на данные момент не осознается, при предъявлении легко воспроизводится (даты, события, имена). Стоит отметить, что несмотря на то, что Фрейд занимался изучением сознания, основным предметом его изучения было бессознательное : «Сознание, о котором ничего не знаешь, кажется мне все же много абсурднее, чем бессознательное психическое [2]».

В христианстве существовали обряды покаяния, когда один раз в жизни ( чаще всего перед смертью), верующий выполнял определенные ритуалы (отлучался от церкви, выполнял строгие обеты и т.п.), таким образом он приобретал новый статус. После покаяния статус снимался, и он возвращался к своей прежней жизни. С 6 века, процедура покаяния стала тарифицированной, следовательно, процедура из добровольной стала принудительной. В 13 веке появляется обязанность (у христиан католиков) исповедоваться регулярно, а сам рассказ священнику состоял в признании не только в значительных грехах, но и мелких прегрешениях. Священник сам назначал наказание, посредством системы вопросов о семи смертных грехах или добродетели. В 16 веке появляется пастырская функция исповеди, священники осуществляют руководство душами верующими. Разрабатывается теоретическая концепция пастырства и проведения исповеди, появляется инструкция, в которой предписывается проводить экзамен на выявление искренности верующего. Также появляется место для исповедей- исповедальня. В 18 веке увеличилось обеспокоенность священников в связи с тем, что все больше исповедующих страдали грехом сладострастия, а именно грехом плоти, это является важным моментом для появления психоанализа [1].

Во второй половине 18 века поднимается проблема инцеста. Проводятся различные компании для предотвращения инцестов, появляется новый тип профессиональной деятельности – социальная работа [1].

В 1844г  выходит книга Г. Каана «Сексуальная психопатология». В психиатрии этого периода развивалась тема инстинкта. Автор считал, что сексуальность человека вписывается в общую естественную историю сексуальности. Сексуальность объединяет человека с природой, так как исток сексуальности существует уже у растений. Сексуальный инстинкт служит для биологического размножения. Но сексуальный инстинкт выходит за свои естественные границы, что выражается в разных отклонениях. Такие отклонения естественны для самого инстинкта, но неестественны для человеческого поведения. К причинам отклонений он относит фантазии. Разрыв естественного и неестественного происходит именно в детстве, появляется необходимость правильного детского сексуального развития. В 1845г А.Патце утверждал, что половое влечение проявляется у ребенка до трех лет. А.Молль в 1897 выпустил книгу детской сексуальности, в которой говорилось о влечении ребенка к родителю противоположного пола. То есть, в западной культуре, еще до появления теории Фрейда, длительное время существовала проблема детского сексуального развития [1,2].

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
26 Kb
Скачали:
0