Психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса из неполной семьи (на примере учащегося в 8 "А" классе СШ № 30 г. Гомеля), страница 3

6.  Особенности познавательной деятельности                                                     Уровень развития мышления можно определит как средний. Из важнейших мысленных операций резко выклинивается сравнение (редко может правильно сравнить какие-либо предметы, явления и др.), обобщение и классификация находятся на более высоком уровне развития по сравнению с первым. Преобладает абстрактно-логическое мышление, т.к. у него всегда есть факты для подтверждения своей мысли, хотя в большинстве случаев они не касаются изучаемого предмета. Наилучшие способности мышления проявляет в изучении географии и русского языка. Мысли свои выражает связно, но только словарный запас невелик. Артем обладает низким уровнем развития внимания. Оно неустойчиво (не может длительное время концентрироваться на одном и том же материале), имеет слабую способность к переключению и не может выполнять несколько дел одновременно (не развито распределение). Это проявляется на учебных занятиях в том, что он плохо воспроизводит, по сравнению с другими учениками, картографический материал показанный до этого учителем (пример по географии). В большинстве случаев на уроках занимается посторонними делами. Резкое увеличение внимания иногда связано с какими либо фактами или высказываниями учителя, которые дают возможность пошутить и тем самым обратить на себя внимание. Преобладающий тип внимания - непроизвольное. Кроме того, следует заметить, что у Максима есть трудности с запоминанием нового материала: медленно запоминает. Вместе с тем он проявляет быстрое забывание изученного материала. Материал, прослушанный на уроке, довольно быстро забывает, а легко может воспроизводить лишь интересный для него часть. Уровень развития воображения оценивается выше среднего. В письменной форме изложение мыслей вызывает затруднение, но в устной форме достаточно легко выражает свои мысли. Говорит часто не понятно, не логично, слабая выразительность и малая содержательность мыслей. Довольно большую трудность представляет нахождение необходимого материала в учебнике, либо в дополнительной литературе. Еще более сложной задачей является составление планов параграфа.

7.  Основные выводы и предложения                                                                       На основании обобщения фактов можно заключить следующее: Дудко Максим жизнерадостный, спокойный мальчик, не является активистом в классе, не целеустремлен. Основными достоинствами я считаю то, что он не конфликтный человек, всегда в большей или меньшей степени готовится к урокам, любит заниматься спортом и охотно трудится (не считая общественно-полезный труд), что он не грубит учителям, не реагирует агрессивно на замечания, не пропускает без причины уроки, общительность дружелюбие, юмор. Среди недостатков: самоуверенность, лень, недобросовестное отношение к учебным занятиям, не проявляет старательности, не организован, безразлично относится к учебным предметам. Причина имеющихся недостатков по моему мнению заключается прежде всего в семейном воспитании. Несмотря на то, что мать положительно относится к учению и школе, она не может перенести все это на своего сына, потому что на это не хватает времени. Вследствие недостаточного контроля дома, Максим предоставлен сам себе и вовлекается в неблагоприятные для его воспитания компании (это в основном отстающие ученики), что в общем и определило нынешнее развитие его как личности. В целях улучшения воспитательной  работы с Максимом следует включать его в различные мероприятия, что благоприятно скажется на его самовыражении и поможет сблизится с коллективом класса. Для развития командного духа я бы предложил вовлечь его в мероприятия типа спортландий (так как он любит заниматься спортом), летом можно сходить всем классом в поход на несколько дней (по моему мнению это самый лучший способ), в общем вовлекать в различные виды коллективной деятельности и обязательно с участием всего коллектива класса. Для установления более лучшего отношения к школе самым главным будет влияние семьи (мать должна больше внимания уделять сыну), а также следует провести с ним беседу о важности школьного образования. В этой беседе, учитывая желание Максима привлечь к себе внимание класса, нужно сделать упор на то, что именно хорошая учеба - это самый короткий путь для завоевания уважения среди одноклассников. Основной вывод, сделанный мной за время изучения Дудко Максима, это то, что он является типичным представителем "жертвы" недостатка в семейном воспитании. И я считаю, что при правильно поставленном воспитании как со стороны семьи, так и со стороны школы, Артем может значительно прибавить в своих умственных способностях, значительно увеличить уровень своей воспитанности, в общем сделать значительный прогресс в развитии своей личности, так как, на мой взгляд, в нем заложены все задатки для этого.