Психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса из неполной семьи (на примере учащегося в 8 "А" классе СШ № 30 г. Гомеля), страница 2

На каждом уроке у него есть своя точка зрения, хотя сам он ее не высказывает, а только по просьбе учителя. Свои учебные обязанности ученик выполняет нерегулярно (кроме домашних) и небрежно. У Максима определенно есть задатки к знаниям, но нет стремления к ним. В отношении к предметам большую роль играет мнение ближайших товарищей, а это как правило отстающие ученики, отрицательно относящиеся к учебе. На уроках проявляет различные уровни активности, но в целом она определена как низкая. Более высокая - на уроках физической культуры(более усиленно занимается греблей), труда, географии и русского языка. Что касается владения навыками самостоятельного умственного труда, то владеет он ими частично. Максим не стремится к высоким отметкам. Любит, когда на него обращают внимание учителя. К требованиям учителей и к их педагогическому воздействию относится пассивно-положительно. Учится по его словам Максиму не интересно, но в школу любит ходить из-за возможности пообщаться со сверстниками.

4.  Трудовая деятельность                                                                                                                       В целом к трудовому обучению относится заинтересовано. Он охотно выполняет задания на уроках труда, но только в тех случаях, если считает их достаточно интересными, а также выполняет работу по дому. В самом труде его больше всего занимает ход процесса. Немаловажным является то, что Максим достаточно быстро овладевает трудовыми навыками. Но вместе с тем ученик отрицательно относится к общественно полезному труду. Он редко в нем участвует, так как этот труд не несет никакой личной выгоды. Вследствие этого Максим всячески уклоняется от общественной работы. Если же получает общественные поручения, то выполняет их с огромным недовольством с высокой долей формальности. В свободное время занимается спортивной деятельностью (настольный теннис, футбол, хоккей,гребля), любит тяжелую музыку, компьютерные игры. Из беседы с ним выяснилось, что он не определился в выборе будущей профессии и называет ориентиром: "Спорт".

5.  Психологические особенности личности учащегося

Как выяснилось из беседы с учеником самой главной ценностью для него являются деньги и в дальнейшей жизни планирует работать там, где больше можно их заработать. По результатам социометрии Максим не является лидером, имеет два выбора, т.е. относится к принятым ученикам. Но вместе с тем он является весьма общительным человеком. В общении со сверстниками используется, как и остальными учениками, молодежный сленг, хотя и в разговорах со старшими не пренебрегает использованием некоторых слов из своей обычной речи. На всех уроках у Максима преобладает эмоциональное состояние в положительных тонах, но вместе с тем старается поддерживать дисциплину. У Максима очень редко проявляется чувство тревожности, он достаточно эмоционально устойчив, не отмечается наличия неблагоприятных эмоциональных переживаний. Никогда не боится высказывать свою точку зрения, но в большинстве случаев делает это неуверенно. Стесняется признаться в невыполнении домашнего задания, хотя не выполняет его очень редко (если не понял). Как и все последние поколения детей увлекается компьютерными играми и спортом. Из беседы с ним выяснилось, что в своей личной жизни он не хочет от кого-либо зависеть. Но в то же время Максим не проявляет стремления добиться чего-нибудь самостоятельно. По результатам наблюдения я отнес его к типу темперамента - сангвиник. Он обладает жизнерадостностью, высокой долей оптимизма, очень общителен, непостоянством в общении и привязанностях, несобранностью и крайней неустойчивостью в интересах и склонностях. Все это можно проследить по его активности (двигательной, эмоциональной, речевой). Но в большинстве случаев он старается себя сдерживать. По результатам наблюдения в период практики у Максима всегда преобладало веселое настроение, никогда не был замечен в состоянии грусти или печали. В основном свое поведение регулирует, старается выполнять просьбы учителя. По итогам бесед с учителями, учащимися класса и с самим Максим был сделан вывод о завышенной самооценке, что выражается в некритичном отношении к себе, переоценке себя. Уровень притязаний же оценен средним уровнем. Хорошими чертами его личности является общительность, дружелюбие, юмор, а плохими, как отмечалось - самоуверенность и лень. Самым главным ориентиром в его поведении является коллектив, т.е. он совершает всевозможные поступки, дабы обратить на себя как можно больше внимания. Схема его поведения, как и у всех представителей такого поведения: старается быть заметным, когда к нему проявляют интерес и старается "уйти в тень", когда на него не обращают внимания.