Психолого-педагогическая характеристика коллектива 8 класса, состоящего из 25 учеников (на примере 8 «А» класса ГГМГ № 14 г. Гомеля), страница 2

Актив класса прилагает все усилия для сплочения коллектива: от них исходят предложения совместного посещения музеев, театров, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий. Большинство учащихся поддерживают предложения членов актива, однако участвует во всех мероприятиях, как правило, только часть из них. В беседе с учащимися я узнала, что все они стремятся к общению с активом, отношение к активу дружеское и доброжелательное.

Результаты социометрии говорят о том, что неформальными лидерами в классе являются Пешкур Леша и Тусов Женя. Нельзя сказать, что мальчики совершенно различные. Оба они стремятся к учебе, добросовестно выполняют указания учителей. Однако между собой мальчики практически не общаются.

В составе класса выделяются следующие группировки: 1) Барабанова Алина – Годунова Вика – Зайцева Вита; 2) Васильев Антон – Москаленко Саша – Тусов Женя; 3) Клименкова Полина – Костюкевич Таня – Панькова Ира (все три группы объединяют общие интересы к учебе); 4) Манойленко Леша – Михновец Андрей – Пешкур Леша (мальчиков объединяют общие интересы вне школы); 5) Левицкая Таня – Тукаль Женя – Шурубкова Алеся (девочек объединяют одинаковые взгляды на жизнь вне школы).

Как показала социометрия, пятеро учащихся класса относятся к «изолированным». Это Башлаков Влад, Волосюк Саша, Лукьяненко Вероника, Ракицкий Леша, Тимашкова Марта. Влад, Марта и Вероника отличаются невнимательностью, рассеянностью. Волосюк Саша имеет невысокие результаты в учебе. Ракицкий Леша очень замкнут.

Индекс групповой сплоченности классного коллектива равен 0,75, что говорит о высокой степени сплоченности класса.

Результаты методики «Наши отношения» показали, что большинство учащихся склоняется к мнению, что «в классе часто возникают ссоры, однако конфликтным класс назвать нельзя». Взаимопомощь в классном коллективе, в большинстве случаев, оказывается только тогда, когда о помощи просит конкретный ученик.

III.  Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.

Учебная деятельность

Средний балл успеваемости по классу равен шести. Он ничем не отличается от среднего балла за прошлый учебный год.

Выше среднего балла занимаются: Панькова Ира, Москаленко Саша, Бурцева Даша, Клименкова Полина, Барабанова Алина. Отдельно хотелось бы выделить Панькову Иру. Девочка очень хорошо знает математику, постоянно принимает участие в олимпиадах. В этом году Ира будет представлять Гомельскую область на республиканской олимпиаде по математике. Москаленко Саша большое внимание уделяет изучению биологии и химии, по этим предметам он имеет очень высокие отметки.

Ниже среднего балла учатся Тимашкова Марта, Башлаков Влад, Годунова Вика, Лукьяненко Вероника, Волосюк Саша, Михновец Андрей. Тимашкова Марта, Башлаков Влад и Лукьяненко Вероника отличаются рассеянностью, невнимательностью. У Годуновой Вики и Волосюка Саши недостаточно развита зрительная память, поэтому они и отстают в учебе от одноклассников. Для Михновца Андрея характерно нежелание к повышению уровня успеваемости. Мальчик отличается безразличием к учебе. Посещая различные уроки в этом классе, я увидела, что с этой группой детей учителя часто занимаются по отдельной программе.

Однако неуспеваемость никак не сказывается на отношении к ребятам одноклассников. Зачастую на переменах и во время уроков можно встретить случаи, когда учащиеся помогают друг другу в учебе, объясняют непонятные моменты.

Огромное влияние на успеваемость класса оказывает классный руководитель. Ирина Анатольевна постоянно следит за текущими оценками учащихся, регулярно выставляет оценки в дневники, давая тем самым родителям возможность контролировать успеваемости их детей.

Учащиеся класса с охотой посещают факультативы по математики, информатике, химии, биологии.

Результаты анкетирования показали, что на выполнение домашнего задания у учащихся, в среднем, уходит 2-3 часа. Заставляют их учиться родители, дедушки и бабушки, ну а мешают – лень, нехватка времени, а зачастую, и друзья.

Результаты методики Л.В.Байбородовой, направленной на изучение мотивов участия подростков в деятельности, показали, что в классе преобладают личностные мотивы участия в деятельности (19 учеников). Это объясняется, скорее всего, тем, что в этом году ребятам предстоит поступление в гимназические классы, и на данный момент времени каждый из учащихся больше всего волнуется за себя.

С помощью вербальной методики определения типа темперамента я установила, к каким типам темперамента относятся учащиеся изучаемого класса. В классе 21 сангвиник, 1 меланхолик, 3 холерика.

У 5 учащихся класса заниженная самооценка, у 17 – адекватная самооценка, у троих – завышенная самооценка. Завышенная самооценка у Левицкой Тани, Жукова Андрея, Москаленко Саши. По социометрии мальчики относятся к группе «предпочитаемых», а Таня – к «пренебрегаемым». Наблюдая за этими учащимися во время практики, я убедилась в том, что они сильно высокого мнения о себе. Например, Саша Москаленко, убежден в том, что он умнее всех.