Население и его хозяйственная деятельность (План-конспект урока географии для 8 класса)

Страницы работы

Содержание работы

Дата:                                                  8 класс

Тема: Население и его хозяйственная деятельность

Цели урока: 1. Обучающая:  Сформировать понятие о составе и размещении населения Южной Европы; дать характеристику географии хозяйства данного региона и его структуры.

2. Развивающая: Выработать умение показывать на карте районы с наибольшей плотностью населения, крупнейшие агломерации, а так же важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы Южной Европы.

3. Воспитательная: Показать влияние различных факторов на размещение населения Южной Европы и его хозяйственную деятельность.

Оборудование урока: атлас, карты населения и хозяйства Европы (мира), контурная карта Европы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.  Организационный момент

Захожу в класс, делаю минутную паузу. Приветствую учащихся: «Здравствуйте, присаживайтесь». Проверяю, все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока. Отмечаю отсутствующих, задаю домашнее задание.

II.  Проверка знаний и умений

Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, изученный на прошлом уроке (тема «Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы Южной Европы»). Проверку мы проведем следующим образом: два ученика получат карточки с заданием, остальных я буду опрашивать устно.

Карточка 1: На контурной карте Европы цифрами обозначить следующие страны: 1. Италия; 2. Испания; 3. Хорватия; 4. Болгария; 5. Словения; 6. Греция; 7. Португалия; 8. Македония 9. Босния и Герцеговина

10. Черногория.

Карточка 2: Цифрами на контурной карте обозначить следующие физико-географические объекты: 1. Альпы; 2. Карпаты; 3. Пиренеи; 4. Тибр; 5. Тахо; 6. Сицилия; 7.Мальта; 8. Дунай; 9. Поданская низменность; 10. Сардиния.

Пока эти ученики будут выполнять задания по карточкам, мы с вами проверим устно домашнее задание.

Вопрос 1: На каких полуостровах располагается Южная Европа?

Предполагаемый ответ: Южная Европа расположена на крупных полуостровах Пиренейском, Апеннинском и Балканском.

Молодец, правильно, присаживайтесь.

Вопрос 2: Охарактеризуйте рельеф региона.

Предполагаемый ответ: Рельеф Южной Европы разнообразен. Преобладают здесь горные системы. Рельеф этой части Европы продолжает формироваться, так как расположен в подвижной области земной коры на границе Евразийской и Африканской литосферных плит.

Для полуостровов и островов Средиземного моря характерны средневысотные складчато-глыбовые горы. Часть гор сложена известняками, что способствует образованию карстового рельефа (воронки, впадины). Только вдоль побережий тянутся полосы низменностей.

Важной физико-географической границей между Южной и Средней Европой являются самые высокие горы – Альпы, Карпаты, Пиренеи. Острые, неприступные вершины, крутые склоны и дикие ущелья характерны для наиболее высокой части Альп и Пиренеев.

Вопрос 3: Назовите факторы, влияющие на климат Южной Европы.

Предполагаемый ответ: Большая протяженность территории Южной Европы с запада на восток, защищенность ее с севера горами, влияние теплого, незамерзающего Средиземного моря определяют климат региона.

Вопрос 4: Охарактеризуйте режим рек региона.

Предполагаемый ответ: Для всех рек характерны резкие колебания уровня воды в течение года, непостоянство режима. На большей части территории паводок наступает зимой или осенью. Летом многие реки сильно мелеют и даже пересыхают. В низовьях рек Албании и Болгарии встречаются заболоченные участки,  которые требуют мелиорации.

III.  Объяснение нового материала

А теперь перейдем к новой теме. На этом уроке мы рассмотрим тему «Население и его хозяйственная деятельность». Вопросы, которые мы сегодня изучим:

1.  Население

2.  Хозяйство

Рассмотрим первый вопрос новой темы

1. Население

Почти все страны Южной Европы, за исключением Испании, имеют однородный национальный состав населения.

Вопрос классу:  К какой национальной группе принадлежит большинство населения Южной Европы?

Предполагаемый ответ: к романской группе.

Южная Европа характеризуется повышенным естественным приростом населения. Его особенности тесно переплетаются с историческими, социальными и экономическими условиями отдельных государств, характером миграционных процессов.

На воспроизводство населения некоторых стран (республики бывшей Югославии, Болгарии, Испании) отрицательную роль сыграла вторая мировая война. В современный период государства региона относятся в основном к странам, которые имеют высокую рождаемость и низкую смертность.

Для Южной Европы характерен высокий уровень эмиграции. Трудоспособное население уезжает на заработки в другие регионы. Какие?

Предполагаемый ответ: В США, Канаду, Бразилию, ФРГ, Францию.

Правильно, продолжим.

По плотности населения территория Южной Европы уступает Средней Европе. Обратите внимание на карту населения Европы. Районы с наибольшей плотностью населения располагаются по долинам  рек, горным и приморским равнинам. Почему?

Предполагаемый ответ: Потому что горные районы менее пригодны для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Очень хорошо, продолжим.

По уровню урбанизации Южная Европа уступает другим европейским регионам. Значительная доля населения сконцентрирована в столицах. Наиболее крупные городские агломерации – Мадрид, Рим, Милан, Генуя, Афины.

Обратите внимание на карту. Я вам покажу, где располагаются эти города. Все запомнили? Продолжим.

Большое число солнечных дней, необычная природа, теплое море и памятники старины привлекают в Южную Европу миллионы людей для отдыха и туризма из разных стран мира. На жизнь населения Апеннинского и Пиренейского полуостровом большое влияние оказывает католическая религия.

Похожие материалы

Информация о работе