Географические пояса как проявление закона географической зональности (План-конспект зачетного урока по географии для 11 класса)

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАЧЕТНОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

(§ 8 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЯСА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ),

ПРОВЕДЕННОГО СТУДЕНТКОЙ V КУРСА

ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГЕОГРАФИЯ»)

УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

ГАЙДАШ ЕЛЕНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ

В 11 «Б» КЛАССЕ

ГУО «СОШ № 5» г. ГОМЕЛЯ

ГОМЕЛЬ 2010

Цель:

- образовательная: обеспечить проверку и оценку знаний и умений учащихся по теме «Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления», «Причины и следствия влияния Солнца и Луны на земные процессы», организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новой темы; расширить и углубить представление у учащихся о географической оболочке, периодическом законе географической зональности; рассмотреть природные особенности отдельных географических поясов Земли.

- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебным фильмом, выделять главное, основное в учебном фильме, структурировать учебный материал; формировать навыки учащихся устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательная: формировать экологическое сознание учащихся.

Задачи:

- дать определение понятию «социосфера», «техносфера» и «антропосфера»;

- выделить основные компоненты и свойства географической оболочки;

- сформулировать периодический закон географической зональности и рассмотреть его географию.

Оборудование: учебное пособие по общей географии 11 класса,  атлас мира, мультимедийная установка, учебный фильм «Литосфера Земли».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организация учащихся к занятиям (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания (10 мин)

Вариант 1

1.  Кто является автором гипотезы об образовании Земли из газо-пылевого облака? 0,5 б

2.  Абсолютный возраст горных пород – это 0,5 б

3.  Какие эры включает криптозой и фанерозой? 1 б

4.  Опишите как можно подробнее кайнозойскую эру (какие периоды включает, основные геологические процессы, полезные ископаемые, название складчатости, растительность, животный мир и т.д.) 2 б

5.  В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси, и за какое время совершает полный оборот вокруг своей оси? 0,5 б

6.  Назовите даты равноденствий и их названия. 1 б

7.  Чему равна угловая скорость вращения Земли? 0,5 б

8.  Опишите взаимное расположение Земли, Луны и Солнца при сигизийных приливах. В таком положении приливы максимальны или минимальны? 1 б

9.  Каким образом Луна влияет на Землю? 1 б

10.  Магнитное наклонение – это 2 б

Вариант 2

1.  Раскройте сущность гипотезы о происхождении Земли из газо-пылевого облака. 0,5 б

2.  Относительный возраст горных пород – это 0,5 б

3.  Какие периоды включает фанерозой? 0,5 б

4.  Опишите как можно подробнее мезозойскую эру (какие периоды включает, основные геологические процессы, полезные ископаемые, название складчатости, растительность, животный мир и т.д.) 2 б

5.  Что такое звездные сутки и сколько они составляют времени? 0,5 б

6.   Назовите даты солнцестояний и их названия. 1 б

7.  Укажите стрелками взаимодействие и взаимовлияние следующих компонентов: сила Кориолиса                            угловая скорость вращения Земли перемещение водных и воздушных масс. 1 б

8.  Опишите взаимное расположение Земли, Луны и Солнца при квадратурных приливах. В таком положении приливы максимальны или минимальны? 1 б

9.  Каким образом Солнце влияет на Землю 1 б

10.  Магнитное склонение – это 2 б

Изучение нового материала (30 мин.)

Ученики вспоминают 2 уже изученных раздела и учитель сообщает о начале изучения нового раздела учебного курса «Географическая оболочка Земли». Учитель называет тему урока и просит записать учеников ее в рабочие тетради. Затем учитель дает определение термину географическая оболочка – непрерывная оболочка Земли, включающая нижние слои атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и биосферу, социосферу с техносферой и антропосферой, которые находятся в соприкосновении, взаимоприникновении, взаимодействии и взаимозависимости посредством обмена веществом, энергией и информацией (записать на доске составные компоненты географической оболочки). Предложил А.А. Григорьев в 1932 г. Зарисовать круговую схему географической оболочки. Социосфера – часть географической оболочки, включающая человечество с присущими ему производством и производственными отношениями, а также освоенную человеком часть природной среды. Наиболее важные закономерности географической оболочки:

1.  Целостность – изменение одного компонента, процесса или явления ведет к изменению других;

2.  Круговорот вещества (круговорот биологического вещества, воды, воздушных масс, поддерживает баланс между живой и неживой природой);

3.  Ритмичность (суточные, годичные и многолетние циклы);

4.  Зональность (закономерная смена географических поясов от экватора к полюсам и распределении природных зон в их пределах) и азональность (распространение какого-либо географического явления, процесса или объекта вне связи с зональными особенностями данной территории).

Периодический закон географической зональности: анализ рисунка на стр. 40.

Просмотр учебного фильма (20 минут 30 секунд). Выписать на отметку географические объекты (номенклатура), процессы и компоненты.

Домашнее задание (2 мин.)

1.  §8.

Похожие материалы

Информация о работе