Формы расселения (План-конспект урока географии для 10 класса)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

11.02.08                                                         “10А” класс

Тема урока:  Формы расселения

Цели урока:

1.  Обучающие:

сформировать понятие расселения  и краткая характеристика его  основных форм;

2.  Развивающие:

сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе;

3.  Воспитательные:

показать  социальное значение  процессов урбанизации.

Оборудование урока: карта мира, атласы, глобус.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1.Организационный момент.  

Войти в класс и поприветствовать учеников (Здравствуйте!), дать им успокоиться. Представиться по имени и отчеству. Отметить отсутствующих учеников в классе. Проверить все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока.

2. Проверка знаний и умений.

Проверка домашнего задания проводится в виде индивидуального опроса. Вспомним предыдущую тему. Это тема называется “Размещение населения и миграции”.  1). К доске вызываю первого ученика и задаю ему вопрос: “ Какие факторы оказывают влияние на размещение населения?”

Примерный ответ ученика.  На размещение населения оказывают влияние различные факторы: природные, исторические, социально-экономические. Природные условия здесь играют наиболее важную роль. Более пригодными для жизни людей являются равнины умеренного, субтропического и субэкваториального пояса. Тяжёлыми же считаются арктические области, тундры, пустыни, экваториальные и тропические леса, горы.

2). Благодарю ученика за ответ и вызываю другого ученика. Задаю ему вопрос: “Какое влияние социально-экономические факторы оказывают на размещение населения?”

Примерный ответ ученика. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким-либо ресурсом: землёй, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение людей на низменностях обуславливается именно этим фактором. На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоёмкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей.

3). Спасибо за ответ. Садись на своё место, пожалуйста. Вызываю следующего ученика и ставлю перед ним название вопроса: “Что вы понимаете под словами “утечка умов” и в чём заключается её сущность?”

Примерный ответ ученика. Сущность “утечки умов” заключается в переманивании учёных, специалистов высокой квалификации для работы в учебных заведениях, научных центрах. Такая ситуация оказывает отрицательное влияние на научно-экономический потенциал, особенно развивающихся стран. Начало этому было положено после второй мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и др.

3. Изучение и объяснение нового материала.

А теперь перейдём  к изучению нового материала. Сегодняшняя тема называется “Формы расселения”.

План темы урока:

1.Формы поселений по численности населения.

2. Городское и сельское расселение, функции городов.

3. Процессы урбанизации и их влияние на социально-демографические процессы.

1).Формы поселений по численности населения.

Расселение – процесс расселения и перераспределения населения на определённой территории.

Далее учащиеся под моим руководством заполняют схему:

Основные формы расселения

Оседлая                                                                                                          Кочевая

Городские поселения                                                                                 

Сельские поселения

В современном мире города стали главной формой расселения людей. К определению городов в разных странах подходят по-разному. К городам относят населенные пункты со сравнительно большим количеством жителей (в США — более 2,5 тыс., в Беларуси — не менее 6 тыс., России — более 12 тыс., Нидерландах — 20 тыс. человек) и где последние в основном заняты трудом промышленности, сферах обслуживания, науки и культуры. В Беларуси к городским поселениям и поселкам городского типа  относят населенные пункты, имеющие не менее 2 тыс. жителей, основная часть которых занята в несельскохозяйственных сферах. Выделяют также и рабочие поселки — поселения, имеющие свыше 500 жителей и расположенные

Похожие материалы

Информация о работе