Южная и Юго-Восточная Азия (План-конспект урока географии для 9 класса)

Страницы работы

Содержание работы

06.03.2008 г.                                         9 «В» класс

Тема раздела: Южная и Юго-Восточная Азия

Тема урока: Южная и Юго-Восточная Азия. Состав территории, географическое положение. Природные условия

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

−  образовательные: сформировать у учащихся обще представление о Южной и Юго-Восточной Азии;

−  развивающие: закрепить и расширить знания о Южной и Юго-Восточной Азии; изучить природные условия данного региона. Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, сравнение, обобщение и др.); 

−  воспитательные: сформировать научное мировоззрение, направить взгляды на происходящие в мире процессы, научить делать выводы, анализ и обобщения.

Оборудование:учебник по географии для 9-х классов, атлас по географии    9-го класса, настенная карта Евразии.

Ход урока:

I. Организация учащихся к занятию (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление классу темы урока, целей и задач.

II. . Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. (15 мин.)

          Индивидуальный опрос учащихся по теме «Политическая карта, население и хозяйство стран Юго-Западной Азии, страны Закавказья». Перечень вопросов:

1.  Политическая карта (показать на карте территорию Юго-Западной Азии, крупнейшие страны. Указать  формы государственного правления в этих странах, перечислить монархии, показать на карте).

2.  Население (Дать краткую характеристику населения, затронуть следующие вопросы: религиозный состав, расы, народы, уровень урбанизации. Дать объяснение почему практически во всех странах преобладает городское население над сельским. Назвать крупнейшие агломерации и показать их на карте.).

3.  Промышленность (Охарактеризовать уровень экономического развития и отраслевую структуру хозяйства стран (назвать Турцию, кратко рассказать о структуре хозяйства: текстильная, нефтеперерабатывающая, теплоэнергетика, машиностроение, черная металлургия). Для большинства стран характерна узкая специализация промышленности, связанная с освоением крупнейших в мире запасов нефтяных месторождений (перечислить для каких и показать на карте эти страны). Первое место по запасам и объемам добычи нефти занимает Саудовская Аравия. Особое место в регионе занимает Израиль, где промышленное производство представлено наиболее современными отраслями (фармацевтической).

4.  Сельское хозяйство (Указать  направленность. Почему устойчивое земледелие возможно только при условии орошения? Повсеместно развито плодоводство: выращивают цитрусовые, виноград, косточковые плоды. Животноводство стран региона носит преимущественно экстенсивный характер (что это значит). Что такое ирригация?)

5.  Транспорт и внешнеэкономические связи (Какой вид транспорта является ведущим во внутреннем сообщении (автомобильный транспорт)? В регионе создана разветвленная система магистральных нефте- и газопроводов (для чего, направление). Что экспортируется из стран? Что за организация ОПЕК?)

6.  Страны Закавказья (показать на карте страны, назвать особенности сельского хозяйства, основные отрасли промышленности, внешнеэкономические связи)

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала. (15 мин.)

1.  Состав территории и ГП (Записать в тетрадь полуострова и острова, входящие в данный регион: полуострова – Индостан, Индокитай, Малакка; острова – Шри-Ланка, Зондские, Филлипинские. Особенность географического положения – расположение в муссонной области субэкваториальных широт).

2.  Геологическое строение (Территория Южной Азии принадлежит Индо-Австралийской литосферной плите. На контакте в зоне сжатия литосферы образован мощный геосинклинальный пояс Гималаев. Территория Юго-Восточной Азии расположена в зоне соединения Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского геосинклинальных поясов, чем объясняется очень высокая сейсмичность).

3.  Рельеф (Записать в тетрадь основные формы рельефа: плато Декан, Индо-Гангская низменность, Западные и Восточные Гаты, Гималаи (показать их на карте).  Большую часть Индийской платформы занимает плато Декан. На севере Индостана располагается Индо-Гангская низменность. Рельеф Индской низменности – это гряды дюн и барханы. Гангская низменность занята многочисленными речными долинами и сильно заболочена. Мощность накопленных речных отложений здесь превышает 10 км. Поверхность южного приподнятого края платформы  речные потоки расчленили, превратив  в горы – Западные и Восточные Гаты. Грандиозной системой Гималаев, состоящей из трех цепей тесно примыкающих друг к другу хребтов, регион отгорожен от Центральной Азии).

4.  Климат (Почти весь регион расположен в субэкваториальном климатическом поясе, очень ярко проявляется муссонная циркуляция сезонных воздушных потоков.  Крайний юг – полуостров Малакка и острова  - находится в экваториальном поясе. Записать: температура летом +28ºС; зима +24ºС; осадки 1-3 тыс.мм. Муссон несет огромное количество количество осадков на материк. Максимальное количество задерживают Восточные Гималаи: у их подножия в Черрапунджи выпадает до 12 тыс. мм в год. Зимой муссон приносит воздух с севера -  с континента (засуха). На экваториальных  островах нет сезонности, количество выпадающей влаги превышает 3 тыс. мм)

5.  Внутренние воды (Записать реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Иравади (показать на карте). Множество крупных рек берет начало в Гималаях и течет в межгорных долинах Индокитая. В Западных Гималаях находятся истоки крупнейших рек Индостана Инда и Ганга. В верховьях реки имеют ледниковое питание, ниже – дождевое).

6.  Почвы, растительность, животный мир (В растительном покрове сочетаются влажные экваториальные, сезонновлажные субэкваториальные и муссонные леса, саванны, полупустыни и пустыни. Видовой состав растительности крайне разнообразен, много эндемиков и реликтов. Зачитать на стр. 307. На южном склоне Гималаев ярко прослеживается высотная поясность).

IV. Работа по закреплению изложенного материала. (10 мин.)

Краткий устный опрос по новой теме.

4. Обобщение, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. (3 мин.)

Изучение материала по учебнику (параграф 49).

Похожие материалы

Информация о работе