Факторы размещения производства. Структура и специализация хозяйства (План-конспект урока географии Беларуси для 10 класса)

Страницы работы

Содержание работы

УРОК ПО ТЕМЕ «ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА. СТРУКТУРА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА»

10 КЛАСС

ГОМЕЛЬ 2010

Цель:

- образовательная: ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о хозяйстве, факторах размещения и развития производства, структуре и специализации экономики; сформировать представление у учащихся об экономических показателях, социально-ориентированной рыночной экономике; познакомить учащихся с основными этапами развития экономики Беларуси.

- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; развивать коммуникативные умения; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере пространственного рисунка размещения отраслей экономики Беларуси, формулировать выводы.

- воспитательные: вызывать интерес к изучению национальной экономики; формировать экологическую культуру учащихся, их активную гражданскую позицию.

Задачи:

- повторить классификацию хозяйства (экономики), дать определение хозяйству;

- рассмотреть разнообразие факторов размещения и развития производства;

- выделить этапы развития национальной экономики;

- выделить отрасли специализации, характерные для современного этапа развития национальной экономики.

Оборудование: учебник по географии Беларуси в 10 классе,таблица «Схема экономики», политико-административная карта Беларуси, атласы (стр. 34).

Тип урока: изложения нового материала.

Ход урока:

Организация учащихся к занятиям (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала (35 мин.)

Учитель акцентирует внимание на многообразии географии. Связывает этот материал с темой нового урока и просит записать учащихся дату урока и тему, заранее записанные на доске. Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать задачи урока, используя тест учебника. Учащимся предлагается вспомнить определение термина «хозяйство (экономика, народно-хозяйственный комплекс)» и его отрасли при помощи схемы классификации экономики, заранее приготовленной на доске.

Задача учителя заинтересовать учащихся, показать важность изучения данного материала (как известно в мире все не случайно, не просто так и размещаются различные отрасли хозяйства по территории). Учитель дает определение термина «фактор размещения и развития производства» и просит одного из учеников повторить его еще раз. Затем ученики записывают его в рабочую тетрадь (стр. 224). Подчеркивает, что проявление того или иного фактора на определенной территории зависит от характера производства (особенности технологического процесса и свойства товара).

Для более успешного усвоения материала и систематизации знаний учащимся предлагается выполнить работу в группах (по 2 человека). Суть работы заключается в заполнении следующей таблицы (1-2 страницы):

фактор размещения и развития производства

проявление фактора относительно Беларуси

отрасли экономики

(заполняется при помощи схемы, записанной на доске)

фактор территории

природно-ресурсный фактор

ЭГП

трудовые ресурсы

транспортный фактор и связь

НТП

экологический фактор

государственная политика

потребительский

При этом отдельным группам предлагается ответить устно на вопросы:

1.  Фактор территории – вспомните протяженность территории Беларуси с запада на восток и севера на юг, площадь.

2.  Природно-ресурсный фактор – вспомните, какими показателями характеризуются агроклиматические ресурсы.

3.  ЭГП – считаете ли вы ЭГП Беларуси благоприятным для развития производства, и используется ли этот фактор в полной мере. Предложите возможные пути решения данной проблемы.

4.  Трудовые ресурсы – какие отрасли в настоящее время монополизированы государством?

5.  Экологический фактор – как вы считаете, правильно ли размещен Гомельский химзавод?

На заполнение таблицы отводится 5 минут.

По окончанию заполнения таблицы один из представителей группы защищает рассмотренный материал и отвечает на заранее заданные вопросы. Представители других групп внимательно слушают выступающего. Для первичного закрепления материала один из учеников ещё раз называет все факторы размещения и развития производства.

Похожие материалы

Информация о работе