Учебно-методический комплекс по дисциплине "Религиоведение", страница 2

Для очно-заочной формы предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 80 учебных часов: 16 часов аудиторных занятий, их них 8 часов – лекции, 12 часов – семинары (практические занятия), 64 часа – самостоятельная работа. Итоговая аттестация – зачет.

Для заочной формы обучения предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 80 учебных часов: 8 часов аудиторных занятий, 4 часа – лекции, 2 часа – семинары, 2 часа – тестирование, 72 часов самостоятельной работы. Итоговая аттестация – зачет.

Изучение дисциплины «Религиоведение» по направлению «Экономика» для очной формы обучения предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 67 учебных часов: 36  часов аудиторных занятий, из них 24 часов – лекции, 12 часов – семинары (практические занятия), 31 час – самостоятельная работа. Итоговая аттестация – зачет.

Для очно-заочной формы предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 67 учебных часов: 14 часов аудиторных занятий, их них 10 часов – лекции, 4 часа – семинары (практические занятия), 53 часа – самостоятельная работа. Итоговая аттестация – зачет.

Для заочной формы обучения предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 67 учебных часов: 8 часов аудиторных занятий, 6 часов – лекции, 2 часа – семинары, 59 часов самостоятельной работы. Итоговая аттестация – зачет.

Изучение дисциплины «Религиоведение» по направлению "Психология" для очной формы обучения предполагает наличие двух модулей, которые включают в себя 80 учебных часов: 36  часов аудиторных занятий, из них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары (практические занятия), 44 часа – самостоятельная работа. Итоговая аттестация – зачет.

Для очно-заочной формы предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 80 учебных часов: 16 часов аудиторных занятий, их них 12 часов – лекции, 4 часа – семинары (практические занятия), 64 часов – самостоятельная работа. Итоговая аттестация – зачет.

Для заочной формы обучения предполагается наличие двух модулей, которые включают в себя 80 учебных часов: 8 часов аудиторных занятий, 6 часов – лекции, 2 часа – семинары (практические занятия), тестирование, 72 часа самостоятельной работы.


Методические рекомендации преподавателю

Модуль первый «Теория и история религий» предполагает анализ  религии как социокультурного феномена (тема 1). Сущность и специфика религии раскрывается посредством существующих подходов к интерпретации понятия «религия». Представлены  функции, структура и виды религий. Для более глубокого понимания вопроса необходимо рассмотреть специфику религиозного сознания и психологии верующего.

В теме 2 изучается один из наиболее важных элементов, формирующих религиозное сознание – мифология. Рассматриваются понятия мифа,  специфика мифологического сознания, виды мифов. Необходимо раскрывается взаимосвязь религии и мифологии, а так же их влияние на формирование специфики той или иной культуры.

Темы 3, 4, 5, 6  направлены на изучение генезиса религиозного сознания и рассматривают основные формы религий периода первобытности и языческие религиозные представления древних цивилизаций.

В данном модуле особое внимание следует раскрытию сущности религии, ее взаимосвязи с другими формами культуры, а так же влиянию религии на мировоззрение. Изучение данного модуля завершается промежуточным тестированием.

Модуль второй «Религии в современном мире» направлен на изучение наиболее влиятельных религиозных систем («мировых религий») в современном обществе. В теме 7 изучается формирование и специфика буддизма. Тема 8 посвящена рассмотрению христианства. Здесь рекомендуется особое внимание уделить православию и его влиянию на русскую культуру и менталитет. В теме 9 изучается ислам, и рассматриваются наиболее его значительные направления, определяющие современное положение и влияние этой религии на мировые социальные и культурные процессы. Тема 9 посвящена одной из наиболее актуальных и болезненных тем в настоящее время – современным тенденциям в развитии религий, включая такой феномен религиозного сознания как сектантство. Рекомендуется рассмотреть и проанализировать основные сектантские направления в современной России и городе Новосибирске. Выявить причины и опасность сектантства, его влияние на деформацию психики личности, адаптацию в обществе и  выполнение социальных функций. Проведение занятий по данной теме рекомендуется в форме  круглого стола, при подготовке и во время проведения которого возможно использование мультимедийного пособия «Религии и секты в современной России», которое можно применять и при подготовке и проведении других занятий. Завершение и подведение итогов курса предполагает проведение итогового тестирования.

Методические рекомендации студенту

Курс «Религиоведение» разбит на два модуля. Модуль 1 «Теория и история религий» посвящен рассмотрению религии как феномена культуры и его историческому становлению и развитию. В теме 1 рассматривается  религия как социокультурный феномен. На лекционном занятии студентам предоставляются основные понятия религии, ее структура, виды функции и роль в обществе и культуре. Семинарское занятие предполагает самостоятельное рассмотрение, опираясь на учебные пособия и материалы, влияние религии на другие формы культуры и их взаимодействие. Тема 2 посвящена рассмотрению мифологии и ее влиянию на формирование религиозного сознания. При подготовке к семинарскому занятию студентам рекомендуется обратить особое внимание на мифы народов мира, выявить их основные типы и специфику, а так же рассмотреть проблему времени и пространства в мифологии, что позволяет объяснить многие проявления современного обыденного сознания и ритуальной практики.