Учебно-методический комплекс по дисциплине "Религиоведение", страница 14

25. Как называется святыня ислама - здание из серого камня в форме куба в восточный угол, которого вмонтирован священный черный камень:

А) Коба

Б) Куба

В) Кааба

26. На каком языке написан Коран и используется в религиозной и светской практике до настоящего времени:

А) на арабском

Б) на турецком

В) переведен на местные языки

27. Контроль за жизнью личности, воздействие на психологическое и физическое здоровье в наибольшей степени характерно для:

А) ортодоксальных религий

Б) сектантства

В) первобытных религиозных верований

28. К деструктивным псевдохристианским культам принято относить:

А) ваххабизм

Б) Общество сознания Кришнны

В) Свидетелей Иеговы

29. Мистико– философское учение, возродившееся в новое время, о существовании скрытыми за материальными процессами и явлениями высшей реальности. Его задачей является проникновение в тайны мироздания и выявление в человеке высших сил и способностей:

А) оккультизм

Б) магия

В) теософия

30. Основателем теософии как особой религиозно – философской системы является:

А) Карлос Кастанеда

Б) Е. П. Блаватская

В) З. Фрейд


На правах рукописи

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

М.В. Быховец

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

НОВОСИБИРСК

2008


Автор

кандидат философских наук, доцент  М.В. Быховец

Рецензенты:

кандидат философских наук,

доцент кафедры международных отношений и регионоведения факультета

 гуманитарного образования НГТУ Е.А. Рузанкина;

кандидат философских наук,

 зав.кафедрой философии НГИ Н.П. Суханова.

Быховец М.В.

Религиоведение: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГИ, 2008.- 36 с.

Данное пособие имеет своей целью способствовать организации учебного процесса и систематизации полученных знаний, оптимизировать творческий процесс глубокого освоения студентами курса «Религиоведение». Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с основными положениями, изложенными в монографии Е.А. Соколкова «Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук».

Издание предназначено для студентов  психологического, юридического и экономического факультетов всех форм обучения и предполагает изучение дисциплины в рамках лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы.

Печатается по решению кафедры философии и социальных дисциплин.

ã Новосибирский гуманитарный институт, 2008

ã М.В. Быховец, 2008


Предисловие

Курс «Религиоведения» является дисциплиной цикла ГСЭ, изучаемой студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения Новосибирского гуманитарного института. Курс ориентирован на ознакомление студентов с основами религиоведения. Среди огромного многообразия возможных религиоведческих проблем в программе выбраны те темы, которые, с одной стороны, представляют предмет теории и истории религии в его ключевых аспектах и, с другой стороны, учитывают сегодняшнюю актуальность отдельных проблем и способствуют формированию культурной и гармонично развитой личности.

 Цели и задачи дисциплины:

Целями данного курса являются:

1) дать студентам представление о специфике религиоведческого знания в системе  гуманитарных дисциплин;

2) раскрыть мировоззренческое содержание религиозной формы сознания;   

    3) показать генезис религиозного сознания;

4) познакомить с широкой палитрой различных религий, религиозных направлений, течений, деноминаций;

5) закрепить представленные темы практическими занятиями, цель которых - способствовать пониманию обучающимися изучаемой проблемы и ее решения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Иметь представление:о религии как социокультурном феномене; об основных формах религий; о роли религии в современном обществе.

Знать:понятие религии; структуру и функции религии; происхождение и вероучения различных религий; особенности современного религиозного сознания.

Уметь:охарактеризовать религиозную систему;выявить значение и роль религии в культуре; различать религиозные направления, течения, секты; анализировать и понимать религиозные тексты.

Иметь навыки:

- применения полученных знаний к конкретным жизненным ситуациям.

Данное учебное пособие состоит из:

1) учебной программы, которая содержит перечень основных тем и проблем религиоведения;

2) двух разделов, в которых представлены методические рекомендации по изучению, темы и вопросы семинарских занятий, и списки основной и дополнительной литературы;

3) темы рефератов и вопросы для повторения к зачету.

Учебно-методическое пособие предназначено как для преподавателей, так и для студентов и призвано способствовать организации учебного процесса и систематизации полученных знаний.

Методические рекомендации студенту

Курс «Религиоведение» разбит на два модуля. Модуль 1 «Теория и история религий» посвящен рассмотрению религии как феномена культуры и его историческому становлению и развитию. В теме 1 рассматривается  религия как социокультурный феномен. На лекционном занятии студентам предоставляются основные понятия религии, ее структура, виды, функции и роль в обществе и культуре. Семинарское занятие предполагает самостоятельное рассмотрение, опираясь на учебные пособия и материалы, влияние религии на другие формы культуры и их взаимодействие. Тема 2 посвящена рассмотрению мифологии и ее влиянию на формирование религиозного сознания. При подготовке к семинарскому занятию студентам рекомендуется обратить особое внимание на мифы народов мира, выявить их основные типы и специфику, а так же рассмотреть проблему времени и пространства в мифологии, что позволяет объяснить многие проявления современного обыденного сознания и ритуальной практики.