Учебно-методический комплекс по дисциплине "Религиоведение", страница 15

          В темах 3, 4, 5, 6 данного модуля предполагается изучение генезиса религиозного сознания и рассматриваются основные формы религий периода первобытности и языческие религиозные представления древних цивилизаций. При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется обратить внимания на специфику религиозного сознания на Древнем Востоке, что позволяет объяснить ряд особенностей менталитета и социокультурных явлений стран данного региона. Особое внимание следует уделить подготовке семинара, посвященного славянскому язычеству и выявить основные проблемы и специфику формирования  русской культуры.

          Во время изучения первого модуля предполагается проведения ряда проверочных работ, в том числе на знание основных понятий и терминов, а завершается изучение данного модуля промежуточным тестированием.

      Модуль второй «Религии в современном мире» направлен на изучение наиболее влиятельных религиозных систем («мировых религий») в современном обществе и выявлению основных тенденции в развитии религиозного сознания в современной России и мире. Студентам необходимо усвоить время, место и основателей мировых религиозных систем, специфику вероучения, основные направления и влияние данных религий на культуру, и базовые ценности современной цивилизации. Тема 7 посвящена изучению самой древней мировой религии – буддизму, тема 8 предполагает изучение христианства, включая специфику православного направления и роль православия в русской культуре. Тема 9 направлена на изучение ислам и его влияние на социальную и культурную жизнь. Тема 10 посвящена рассмотрению современных тенденции в развитии религий. Изучение данной темы предполагает проведение «круглого стола» для которого студент должен подготовить доклад об определенной нетрадиционной религиозной организации и секте в современной России и мире. В данном докладе необходимо вывить специфику данной религиозной организации, особенности вероучения и культа, особое внимание следует уделить в зависимости от специализации на юридические, экономические и психологические аспекты деятельности рассматриваемой религиозной организации. Завершается изучение данного модуля и курса итоговым тестированием.

Методические рекомендации преподавателю

Курс «Религиоведение»  разбит на два модуля. Модуль первый «Теория и история религий» предполагает анализ  религии как социокультурного феномена (тема 1). Рекомендуется представить анализ существующих подходов к интерпретации понятия «религия» и раскрыть его специфику. На лекции необходимо представить  функции, структуру и виды религий, а семинарское занятие посвятить рассмотрению влияния религии на другие формы культуры (мораль, науку, искусство, право, экономику и т.д.). Для более глубокого понимания вопроса необходимо рассмотреть специфику религиозного сознания и психологии верующего.

В теме 2 изучается один из наиболее важных элементов, формирующих религиозное сознание – мифология. Рассматриваются понятия мифа,  специфика мифологического сознания, виды мифов. Преподавателю необходимо раскрыть взаимосвязь религии и мифологии, а так же рассмотреть современное содержание мифологического и религиозного сознания. Семинарское занятие посвящено рассмотрению различных видов мифов, опираясь на имеющиеся источники, а также анализируется роль и значение мифологии в современном мире.

Темы 3, 4, 5, 6  направлены на изучение генезиса религиозного сознания и рассматривают основные формы религий периода первобытности и языческие религиозные представления древних цивилизаций. Во время проведения лекционных и семинарских занятий представляется возможным использование различного иллюстративного материала, включая слайды, обучающие видео и DVD - фильмы.

В целом в данном модуле особое внимание следует раскрытию сущности религии, ее взаимосвязи с другими формами культуры, а так же влиянию религии на мировоззрение. Изучение данного модуля завершается промежуточным тестированием.

Модуль второй «Религии в современном мире» направлен на изучение наиболее влиятельных религиозных систем («мировых религий») в современном обществе. В теме 7 изучается формирование и специфика буддизма. Тема 8 посвящена рассмотрению христианства. Здесь рекомендуется особое внимание уделить православию и его влиянию на русскую культуру и менталитет. При проведении семинарского занятия рекомендуется просмотр DVD – фильма «Образы Святой земли», в том числе, отражающий и специфику современного христианства. В теме 9 изучается ислам, и рассматриваются наиболее его значительные направления, определяющие современное положение и влияние этой религии на мировые социальные и культурные процессы. Тема 10 посвящена одной из наиболее актуальных и болезненных тем в настоящее время – современным тенденциям в развитии религий, включая такой феномен религиозного сознания как сектантство. На семинарском занятии рекомендуется рассмотреть и проанализировать основные сектантские направления в современной России и городе Новосибирске. Выявить причины и опасность сектантства, его влияние на деформацию психики личности, адаптацию в обществе и  выполнение социальных функций. Проведение занятий по данной теме рекомендуется в форме круглого стола, при подготовке и во время проведения которого возможно использование мультимедийного пособия «Религии и секты в современной России», которое можно применять и при подготовке и проведении других занятий. Завершение и подведение итогов данного модуля и курса в целом предполагает проведение итогового тестирования.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Модуль 1. Теория и история религии

Тема 1. Религия как историко-культурный феномен

Значение термина «религия». Основные подходы к объяснению религии - теологический, философский, научный. Религия как предмет научного исследования. Функции, структура и роль религии в обществе. Религия в истории общества: первобытные формы религиозной жизни, религии первых цивилизаций (языческие) и мировые религии. Специфика религиозного сознания.