Методика разработки студентами комплексов физических упражнений: Методические указания, страница 5

В качестве теста (формы контроля) при данной целевой установке комплекса можно использовать измерение артериального давления до занятий, после, на протяжении выполнения комплекса в течение длительного времени (неделя, месяц).

Тесты для контроля

На последней странице конспекта комплекса упражнений обычно предусматривается краткое контрольное испытание (тест) для оценки степени развития и совершенствования двигательных и сопряженных с ними психодинамических способностей, техники двигательного действия, коррекции основного заболевания.

Основные требования к тестам следующие (Марищук В.Л. с соавторами 1984):

1.  Надежность (стабильность результатов у одного и того же испытуемого).

2.  Информативность (изменения в тестах должны сопровождаться изменениями в профессиональной, соревновательной
деятельности).

3.  Стандартизация (должна быть единая схема тестирования: разминка, приборы, последовательность прохождения тестов и так далее).

Так, например, если тема работы связана с совершенствованием быстроты движений, в качестве теста может быть использовано следующее упражнение: «Удары баскетбольным мячом в стену». Необходимо выполнить как можно быстрее 30 ударов баскетбольным мячом в стену за наименьшее время, стоя в 2 метрах от стены.

Однако в данном тесте большое значение имеет техника выполнения броска, координация движений.

Более информативным для оценки быстроты движений будет являться тест с «хлопками».

Исходное положение – основная стойка. Необходимо по команде выполнить двадцать хлопков прямыми руками над головой и по бедрам за наименьшее время. Желательно в каждом тесте давать ориентиры для оценки. Например, в данном тесте результат хуже 14 секунд считается низким.

Для оценки тренированности вестибулярной устойчивости может быть использован следующий тест:

Выполнить пять кувырков вперед за десять секунд. Способность уверенно выполнять основную стойку после выполнения кувырков оценивается на «отлично», при наличии неустойчивости со схождением с места до одного шага – «хорошо», при 2-3 шагах – «неудовлетворительно».

Для оценки взрывной силы мышц ног можно использовать прыжок с места в длину. В качестве средних ориентиров могут быть введены следующие нормативы.

Для юношей: «отлично» – 230 – 250 см;

                        «хорошо» – 210 – 230 см;

                        «удовлетворительно» – 190 – 210 см.

Для девушек: «отлично» – 190 – 200 см;

                        «хорошо» – 170 – 190 см;

                        «удовлетворительно» – 160 – 170 см.

Более объективной, на наш взгляд, будет система, при которой учитывается рост испытуемого. Например, в данном случае, хорошим результатом будет являться результат (в см) больший роста человека.

Для изучения точности воспроизведения силовых параметров может использоваться динамометр, для оценки точности дифференциации временных характеристик – секундомер, для выявления способности управлять протяженностью движений – кинематометр.

Быстрота реакции может быть оценена с помощью следующего простого теста:

Исходное положение – стоя, рука вперед, пальцы прямые, ладони внутрь. Партнер располагает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка находится на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» партнер в течение 5 секунд должен отпустить линейку. Задача испытуемого – как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падение линейки. Чем меньше затрачено времени на реакцию (в сантиметрах по линейке), тем лучше.

Оценка гибкости может быть произведена следующим образом:

Исходное положение – основная стойка на гимнастической скамейке. По команде осуществляется наклон вниз. Если испытуемый не дотягивается до гимнастической скамейки, то данный результат является неудовлетворительным. Ниже края скамейки установлена линейка. Чем ниже опускаются руки испытуемого по данной линейке, тем лучше результат.

При выборе целевой установки на совершенствование определенных элементов техники двигательного действия тесты также могут быть использованы.

Например, при совершенствовании техники стартового разгона в качестве теста может быть использовано пробегание по заранее отмеченным точкам с постоянно уменьшающейся (увеличивающейся) длиной шагов. При этом оценка проводится по количеству заступов или наоборот.

В качестве теста при решении педагогической задачи совершенствования прямолинейности кувырка вперед может быть использовано следующее задание. Испытуемому предлагается выполнить серию кувырков между двумя ограничителями шириной полтора метра. При этом оценка может проводиться по количеству выходов за ограничители. Чем меньше раз испытуемый вышел из коридора, тем лучше.

При совершенствовании взрывной силы  мышц ног для выполнения блока в волейболе может в качестве теста применен следующий метод. Испытуемому на уровне лодыжек  привязывают веревку, после чего производится прыжок вверх из основной стойки (после подседания). Веревка, проходящая через кольцо, закрепленное около испытуемого, при прыжке устремляется за прыгающим вверх. При этом высота прыжка определяется по длине веревки, которая была вытянута вверх.

При выборе темы, связанной с использованием средств физической культуры в лечебно-профилактических целях наиболее целесообразно в качестве тестов использовать измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления до физической нагрузки, во время и после нее.

При использовании в качестве средств решения педагогических задач подвижных, спортивных игр, эстафет командного характера можно использовать в качестве критерия оценки очки, набранные командами.

Ориентировочный список тем
по разработке комплексов

А. Совершенствование двигательных и сопряженных с ними способностей:

1.  Совершенствование силы мышц брюшного пресса в динамическом режиме для выполнения контрольных нормативов.

2.  Развитие эластичности мышц ног для предупреждения травм.