Методика разработки студентами комплексов физических упражнений: Методические указания, страница 3

Большое значение методические приемы приобретают при использовании в качестве средств решения педагогических задач подвижных и спортивных игр. Например, решая педагогическую задачу по совершенствованию точности выполнения нижней прямой подачи в волейболе на фоне утомления, можно вводить следующий методический прием: перед выполнением подачи выполняются 5 отжиманий от пола. При совершенствовании техники ведения мяча при сбивающих факторах можно использовать эстафеты, при которых пути движения игроков пересекаются. Используя подвижные игры на совершенствование внимания в качестве сбивающих факторов можно вводить разнообразные двигательные действия интенсивного характера (отжимания, приседания, выпрыгивания).

Особенности разработки комплекса
по развитию двигательных и сопряженных
с ними способностей.

Если в качестве цели методической работы выбрано именно это направление, то необходимо выбрать конкретную способность из ниже перечисленных, дать ей определение, описать разновидности (по возможности), выделить основные факторы, от которых зависит ее проявление, указать на первой странице сензитивные периоды развития.

1.  Быстрота (способность в минимальный промежуток времени выполнить максимальное количество двигательных действий). Различают три вида быстроты – быстрота одиночного двигательного действия, частота движений в единицу времени, быстрота скрытой реакции.

2.  Выносливость – способность выполнять в течение длительного времени двигательные действия, преодолевая утомление. Выделяют общую выносливость и специальную. Общая связана с работоспособностью человека, специальная – со специализацией человека в том или ином виде спорта и проявляется при выполнении соревновательных упражнений.

3.  Сила – способность преодолевать или противостоять механическим или биомеханическим силам, развивая при этом максимальное по мощности усилие. Одной из разновидностей силовых
способностей является взрывная сила – способность развивать максимальное усилие в короткий промежуток времени. Помимо этого выделяют собственно силовые способности, скоростно-силовые и силовую выносливость. Основной акцент при
понимании данных способностей следует сделать на вторых словах и словосочетаниях.

4.  Гибкость – способность к достижению максимальных величин амплитуды при выполнении двигательных действий. Различают активную гибкость, которая достигается в отличие от пассивной за счет своих мышечных усилий, динамическую при выполнении движений в отличие от статической – при удержании и сохранении различных поз.

5.  Ловкость – комплексная форма проявления координационных способностей, возможность управлять движениями во времени и пространстве. К основным разновидностям координационных способностей можно отнести следующие:

а)  способность ориентироваться в пространстве и времени (воспринимать, воспроизводить, оценивать, дифференцировать характеристики техники двигательного действия);

б) способность быстро реагировать на внезапно возникающие раздражители;

в) способность к сохранению равновесия (в динамике и статике);

г) способность к антиципации (предвидеть, предвосхищать события на основе своего опыта);

д) способность к произвольному расслаблению мышц;

е) способность к воспроизведению ритма;

ж) способность к перестраиванию и комбинированию движений;

к) способность к одновременному и последовательному выполнению движений.

Проявление двигательных способностей человека зависит от целого ряда причин, однако можно выделить основные характерные практически для всех:

1.  Возраст.

2.  Степень тренированности.

3.  Время суток.

4.  Пол.

5.  Состояние центральной нервной системы.

6.  Состояние опорно-двигательного аппарата (проводилась разминка или нет).

После выбора темы конспекта студент на первой странице (если она связана с совершенствованием двигательных способностей) дает определение выбранной двигательной способности, выявляет и описывает факторы, влияющие на ее проявление, определяет периоды наиболее быстрого естественного развития данной способности.

Наряду с двигательными способностями при выполнении физических упражнений большое педагогическое значение имеют связанные с ними способности, позволяющие выполнять сбор информации и ее анализ, принятие решения до выполнения двигательного действия, корректировку его характеристик в ходе выполнения. На первый план в этом случае выступают такие способности как:

ü концентрация внимания;

ü переключаемость внимания;

ü распределяемость внимания;

ü оперативная память;

ü оперативное мышление (гибкость, быстрота, находчивость);

ü волевые способности (выдержка, целеустремленность,
самообладание).

Данные способности играют важнейшую роль при выполнении любых двигательных действий. Поэтому их точно также как и силу, быстроту, выносливость можно развивать при выполнении физических упражнений (в ходе эстафет, подвижных, спортивных игр).

Далее приводится фрагмент комплекса физических упражнений на совершенствование скоростно-силовых способностей мышц рук в динамическом режиме.

Средства

Дозировка

Методические приемы
обучения, воспитания

1. И.п. – упор лежа

1) Сгибание рук

2) Разгибание рук

20 раз

Выполнять в максимально быстром темпе с выполнением хлопка

2. Броски набивного мяча одной рукой от плеча

15 раз

Броски выполнять поочередно правой и левой рукой, в парах, расстояние – 3 м, масса мяча – 3 кг

3. И.п. – вис на перекладине, хват снизу

1) Сгибание рук

2) Разгибание рук

5-8 раз

Упражнение выполнять в максимально быстром темпе с небольшим отягощением

Особенности разработки комплекса
по совершенствованию техники
двигательного действия

При выборе темы конспекта, которая связана с совершенствованием  техники двигательного действия на первой странице описывается модель техники (то есть то, как необходимо выполнять данное двигательное действие в идеале).

Например, при совершенствовании техники приема мяча снизу двумя руками на первой странице указывается: