Методика разработки студентами комплексов физических упражнений: Методические указания

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

 


Кафедра «Физическая культура и спорт»

В.П. Кузнецов

И.Е. Устинов

Методика разработки студентами

комплексов физических упражнений

Методические указания

Санкт-Петербург

2004

Одобрены на заседании кафедры «Физическая культура и спорт», протокол №3 от 10.11.2003 г.

Утверждены Методическим Советом ИСУСП, протокол №5
от 28.01.2004 г.

Методика разработки студентами комплексов физических упражнений. Методические указания. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2004. – 23 с.

Составители: к.п.н., проф. В.П. Кузнецов;

                       к.п.н., доц. И.Е. Устинов

Рецензент: к.п.н., проф. каф. легкой атлетики

 СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта О.В. Колодий

Ó Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

2004 г.


Содержание

Введение.. 4

Методические требования к
оформлению конспектов.. 4

Особенности разработки комплекса
по развитию двигательных и сопряженных
с ними способностей. 10

Особенности разработки комплекса
по совершенствованию техники
двигательного действия.. 13

Особенности разработки комплекса
по коррекции заболеваний с помощью физических упражнений.. 15

Тесты для контроля.. 17

Ориентировочный список тем
по разработке комплексов.. 20

Список рекомендуемой литературы... 23


Введение

Разработка комплекса упражнений и его проведение осуществляется студентами при прохождении дисциплины «Физическая культура» на втором году обучения.

Методическая работа представляется студентами в письменном виде (желательно в компьютерном варианте) не позднее, чем за один месяц до окончания семестра преподавателю ответственному за прием зачетов у данной группы. Конспект комплекса по определенной студентом теме состоит из трех частей:

1. Вводной.

2. Собственно конспект (выполняется в табличной форме).

3. Тест на оценку определенной студентом способности.

Всего конспект занимает ориентировочно 3-5 страниц, по одной странице на вводную часть и тест, и 2-3 страницы на конспект.

При разработке способов достижения педагогической цели поставленной в конспекте студентам необходимо учитывать, что в данной методической работе изложены предписания, которые предусматривают систему необходимых действий для выполнения данного задания, образцы оформления конспектов и список рекомендуемой литературы. Основная творческая работа лежит на студентах. Данная методическая работа лишь направляет поиск студентов при творческой деятельности.

В конце брошюры приводится перечень примерных тем для написания конспектов, они затрагивают различные направления, однако объединены единой схемой написания.

Методические требования
к оформлению конспектов

Конспект оформляется следующим образом. На титульном листе указывается:

1.  Наименование высшего учебного заведения (вверху листа формата А4).

2.  Наименование кафедры (в данном случае кафедра физического воспитания и спорта).

3.  Содержание работы.

Для того, чтобы корректно указать содержание работы для начала выбирается общая цель комплекса связанная с одним из трех направлений:

а) совершенствование двигательных и сопряженных с ними психодинамических способностей;

б) совершенствование техники двигательных действий;

в) коррекцией нежелательных последствий заболевания.

Далее устанавливается конкретная способность, определяется режим ее совершенствования. Так, например, если выбрано в качестве направления совершенствование двигательных способностей, то тема комплекса может звучать следующим образом:

Совершенствование мышц брюшного пресса в динамическом режиме или Комплекс упражнений на совершенствование быстроты простой реакции на звуковой раздражитель.

4.  В нижнем правом углу титульного листа указывается фамилия и инициалы студента выполнившего данную работу, а также фамилия и инициалы преподавателя проверившего ее.

На первой странице в зависимости от выбранной темы делается введение. Так, например, если тема конспекта:

«Совершенствование силы мышц брюшного пресса в динамическом режиме», то дается определение понятию «сила», указывается какие виды, формы, режимы проявления данной способности бывают, каковы наиболее быстрые временные диапазоны естественного развития данной способности.

Если тема связана с совершенствованием техники двигательного действия, например: «Совершенствование техники передачи волейбольного мяча двумя руками сверху», то на первой странице дается подробное описание техники данного двигательного действия. Начинается обычно описание с исходного положения, описываются движения ног, туловища, рук.

Если тема связана с предотвращением нежелательных последствий заболевания, например: «Коррекция осанки», то на первой странице описываются формы искривления осанки, дается определение понятию «осанка», определяются факторы, влияющие на осанку, объясняются причины искривления осанки.

Далее представляется непосредственно конспект в табличной форме по следующему образцу:

Столбец №1 № п/п (номер по порядку).

Столбец №2 Средства.

Столбец №3 Дозировка.

Столбец №4 Методические приемы обучения, воспитания, развития.

№ п/п

Средства

Дозировка

Методические приемы

1

2

3

4

5

В столбце «Средства», если речь идет о развитии двигательных способностей, совершенствовании техники, либо коррекции заболеваний записываются:

Исходное положение (И.п.) – например: ноги врозь, руки
на пояс.

Далее запись идет под счет (4,8,16,32):

1.  Наклон вперед.

2.  Исходное положение (И.п.).

3.  Руки вверх.

4.  И.п.

И.п. – упор стоя на коленях.

1.  Левую руку вверх, правую ногу назад.

2.  И.п.

3.  Правую руку вверх, левую ногу назад.

4.  И.п.

При описании упражнений, которые можно выполнять под счет, лучше всего пользоваться учебником по «гимнастике», где описание упражнений делается с использованием гимнастических терминов: «упор лежа», «основная стойка» (ноги вместе, руки  вдоль туловища), «упор лежа боком», «упор сидя», «ноги врозь, руки на пояс».

При описании упражнений, которые выполняются в парах, используется следующая терминология:


И.п. – стоя лицом друг к другу, держась за руки.

1.  Руки через стороны вверх, левую назад.

2.  И.п.

3.  Руки через стороны вверх, правую назад.

4.  И.п.

Если упражнения носят специфический характер (т.е. используются  в каком–либо виде спорта), циклически повторяются, проходят в динамике, то можно, не описывать исходное положение, а просто описать движения.

Например: «Бег с высоким подниманием бедра», «Семенящий бег», «Бег спиной вперед», «Бег на пятках», «Прыжкообразный бег с ноги на ногу», «Ходьба на носках с высоким подниманием бедра», «бег через предметы».

Если в качестве средств решения педагогических задач используются подвижные и спортивные игры, то в данном столбце необходимо описать правила данных игр, расстановку участников игр, правила подсчета очков, выявления победителя.

Похожие материалы

Информация о работе