Основные сведения о радиоэлектронном оборудовании самолетов, страница 3

Ближняя навигация обеспечивает процессы взлета и посадки самолетов, их движение в районе аэродрома, а также привод самолетов в район аэродрома посадки.

Дальняя навигация используется на маршрутах большой протяженности.

В зависимости от режимов воздушной навигации радионавигационные системы подразделяются на три основные группы:

1)  системы посадки и управления движением самолетов в районе аэродрома (радиус действия 150…200 км);

2)  системы ближней навигации (радиус действия до 500…600 км);

3)  системы дальней навигации (радиус действия свыше 500…600 км).

Радионавигационные устройства могут быть неавтоматическими, полуавтоматическими и полностью автоматическими.

Для повышения надежности и безопасности вождения самолетов в сложных метеоусловиях радиотехнические навигационные системы объединяют в единый комплекс с нерадиотехническими системами навигации. Так, например, инерциальные объединяют с доплеровскими и высокоточными радионавигационными системами. Такие комплексы позволяют полностью определить все необходимые навигационные параметры, обладают высокой помехозащищенностью, скрытностью и автономностью работы. Все это позволяет осуществлять управление самолетов различного класса и назначения в любых погодных условиях.

Радиолокационное оборудование предназначено для ориентации экипажа самолета при отсутствии видимости Земли, для обнаружения и определения координат наземных объектов и других летательных аппаратов. Радиолокационное оборудование самолета включает радиолокационную станцию обзора земной поверхности, аппаратуру систем опознавания и разнообразные радиолокационные станции специального назначения.

В общем случае, состав необходимых радиотехнических средств зависит от выполняемого этапа полета. Основные этапы полета самолета показаны на

рис. 23.1.

Этап взлета (зона A) обеспечивается радиотехническими средствами контроля высоты полета и связи. Для контроля высоты, наряду с аэрометрическими датчиками, используется высотомер. Для обмена информацией между экипажем и диспетчерскими службами управления воздушным движением (УВД) – радиостанция ближней связи (РСБС).