Основные сведения о радиоэлектронном оборудовании самолетов, страница 4

Рис. 23.1. Типовой профиль и основные этапы полета самолета

А – этап взлета;

B – этап набора высоты и выхода в исходную точку маршрута;

C – этап маршрутного полета;

D – этап снижения;

E – этап посадки;

         1 – взлетно-посадочная полоса.

Этап набора высоты и выхода самолета в исходную точку маршрута (зона B) обслуживается радиосистемой ближней навигации (СРБН). В этих же целях могут быть использованы автоматические радиокомпасы. Для связи со службами УВД используются РСБС. Для контроля самолетов в приаэродромной зоне применяется самолетный ответчик. Ответчик принимает сигнал запроса от системы УВД и автоматически передает бортовой номер самолета, запас топлива, высоту полета и другую служебную информацию.

Этап маршрутного полета (зона C) обеспечивается средствами как ближней, так и дальней связи и радионавигации. Для определения места самолета применяется доплеровская навигационная система. В сложных метеоусловиях с помощью метеонавигационного радиолокатора обнаруживаются грозовые очаги и определяются их координаты.

Этап снижения (зона D) обслуживается теми же средствами, что и этап набора высоты, т.е. РСБН или автоматическим радиокомпасом, системой предупреждения столкновений, радиовысотомером и РСБС.

Этап посадки (зона E) является заключительным и наиболее ответственным этапом полета. На этом этапе основными средствами являются аппаратура системы посадки и радиовысотомер. Из связных устройств на данном этапе используется РСБС.

Учитывая вышесказанное, классификацию радиоэлектронного оборудования самолета можно представить в виде рис. 2.

Для повышения надежности жизненно важные объекты радиооборудования дублируют. Так, например, на АН-140 устанавливают по два комплекта комплексной навигационно-посадочной аппаратуры «Курс-93», автоматического радиокомпаса АРК-25, радиовысотомера А-037. При полетах по международным трассам на АН-140 дополнительно устанавливается два комплекта дальномеров ВНД-94.