Противопожарное оборудование, страница 6

В багажных грузовых отсеках пассажирских и транспортных самолетов широкое распространение получили сигнализаторы дыма типа ДС-3М2. Сигнализатор представляет собой блок, в котором размещены чувствительный элемент, усилитель и устройство контроля его работоспособности. Рассмотрим структурную схему сигнализатора (рис. 22.3).

Принцип действия сигнализатора основан на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма. В исходном состоянии (при отсутствии дыма) световой поток, создаваемый осветительной лампой 1, закрыт экраном 4.

Рис. 22.3. Структурная схема сигнализатора дыма типа ДС-3М2

a)  исходное положение при включенной лампе контроля;

b)  рабочее положение при наличии дыма в рабочей полости;

  1 – рабочая осветительная лампа; 2 – контрольная лампа;

3 – решетка;                                     4 – экран;

5 – фоторезистор;                            6 – усилитель;

7 – рабочая полость

Экран расположен на одной оси с фоторезистором (чувствительным элементом) 5. Поэтому отраженные от пластинчатых решеток 3 лучи света практически не попадают на фоторезистор. При попадании дыма через решетки 3 в рабочую полость 7 сигнализатора (рис. 22.3, b) световые лучи от лампы 1 отражаются от частиц дыма и засвечивают фоторезистор 5. Сопротивление фоторезистора уменьшается, ток в цепи возрастает. Выходной сигнал с усилителя 6 поступает на соответствующее сигнальное устройство в кабине экипажа.

Контроль работоспособности сигнализатора осуществляется путем последовательного включения контрольной лампы 2 и основной осветительной  лампы 1 (рис. 22.3, a). Световой поток от лампы 2, минуя экран 4, попадает непосредственно на фоторезистор 5. При этом проверяется вся рабочая цепь сигнализатора.

Срабатывание сигнализатора происходит при наличии дыма в рабочей полости 7, концентрация которого снижает оптическую прозрачность среды на 20…50%. При попадании открытого пламени в зону видимости фоторезистора 5 также осуществляется срабатывание сигнализатора.