Противопожарное оборудование, страница 5

R1…R3 – реле;                                     K1…K3 – контакты соответствующих реле;

R – резисторы;                                      L – сигнальная лампа;

B – кнопка.

Если скорость нагревания среды превышает 2°С в секунду, то это характеризует возможную опасность возникновения пожара. Тогда в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила. Термо ЭДС вызывает появление тока в обмотке поляризационного реле R1. При его срабатывании замыкается цепь реле R2 (так как контакты K1 реле R1 замкнулись). Реле R2 срабатывает и замыкает контакты K2. Через эти контакты к источнику +27В подключается сигнальная лампа L или световое табло и включается звуковой сигнал.

Для контроля работоспособности системы перед полетом предусмотрены реле R3 и кнопка контроля B. При нажатии на кнопку B срабатывает реле R3 и подключает через контакты K3.1 и K3.2 датчики к бортовой сети +27В. Загорание лампочки или табло указывает готовность системы к работе.

Рассмотренная система обладает инерционностью и подвержена возможности ложного срабатывания в случаях облучения датчиков электромагнитными волнами или магнитным полем.

Открытое пламя в отсеках может быть обнаружено при помощи ионизационных сигнализаторов пожара типа ИС. Такие датчики основаны на принципе использования ионизации частиц воздуха при появлении пламени и изменения проводимости в воздушном зазоре между двумя проводниками датчика (или между датчиком и корпусом ЛА).

Линейный датчик типа ИС представляет собой стальную трубку. Трубка закрепляется в пожароопасном отсеке при помощи изоляторов к корпусу ЛА. Зазор между датчиком (металлической трубкой) и корпусом ЛА должен составлять 15…30 мм. Рассмотрим принципиальную схему ионизационной системы пожарной сигнализации (рис. 22.2).

Рис. 22.2. Принципиальная схема ионизационной системы пожарной сигнализации

1 – датчик (металлическая трубка);           2 – изолятор;

3 – корпус ЛА;                                             4 – усилитель;

5 – сигнальная лампа.

Датчик 1 находится под положительным электрическим потенциалом, корпус ЛА или двигателя – под отрицательным. В момент появления пламени происходит замыкание цепи через ионизированный воздух. Сигнал, снимаемый с датчика, поступает на электронный усилитель 4, сигнальная лампа или световое табло зажигаются и сигнализируют о возникновении пожара.