Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI веков, страница 5

Рис.40. Главный двор Соловецкого монастыря.

 Особого внимания заслуживает Преображенский собор (рис. 41) с ярко выраженной пирамидальностью мощных стен - бастионов. По своей структуре это совершенно уникальное сооружение в русской архитектуре, где на уровне чердака основного соборного пространства по углам гигантского четверика находилось четыре небольших церкви, решенные как сторожевые башни. Лишенная какой-либо изысканности, архитектура стен вызывает такое же ощущение силы, чистоты и безыскусной простоты, как и весь храм-крепость. Оборонительная функция монастыря - каменной цитадели - неоднократно и успешно реализовывалась на протяжении четырех веков его существования.

Рис.41.Соловецкий монастырь. Преображенский собор (1566г.).

 Третий монастырь, о котором необходимо рассказать, - Троице-Сергиева Лавра. Это духовный центр Православной Руси и, по существу, школа монашеского делания, из которой вышли будущие основатели почти всех русских монастырей. В архитектурном смысле Лавра - наиболее сложное явление. Каменное строительство началось, как и в других обителях, через сто лет после основания монастыря, в середине XV в., и продолжалось до начала XX в. На архитектуре Лавры можно изучать историю русской архитектуры в ее ярчайших проявлениях на протяжении четырех веков. При этом, благодаря центральному расположению монастыря, его "столичности", архитектурные особенности времени проявлялись наиболее ярко и отчетливо, в отличие от отдаленных северных земель, где в большей мере сохранялась традиционность (рис. 42 а и б).

Рис.42а. Троице - Сергиевская Лавра. Фото с макета реконструкции на конец XVIII века (автор В.И. Балдин).

Рис.42б. План Троице-Сергиевской Лавры: 1- Троицкий собор (1422-1423гг.); 2- кельи и больничная палата Зосимы и Савватия (1635-1637гг.); 3- церковь Одигитрии;4- колокольня (1741-1770гг.); 5- царские чертоги; 6 -Успенский собор (1559-1585гг.); 7- Надкладезная часовня; 8- Духовская церковь (1476-1477гг.);9-часовня св.Михея; 10-трапезная палата (1685-1692гг.);11-митрополичьи покои; 12-надвратная церковь Иоанна Предтечи; 13-Пятницкая башня; 14- Певческая башня; 15- Плотничья башня; 16-Утичья башня.

 Основанный в 40-х гг. XIV в. преподобным Сергием, монастырь состоял из нескольких деревянных построек в юго-западной части своей современной территории на холме "Маковец", окруженном с трех сторон глубокими оврагами. В 1408 г. деревянный монастырь был дотла сожжен татарским ханом Эригеем и затем восстановлен учеником Сергия, преподобным игуменом Никоном.

 Первый каменный храм - Троицкий собор - построен в 1423 г. и связан с именем святого Андрея Рублева и его знаменитой иконой "Троица". Это типичный четырехстолпный храм московской архитектурной школы. В нем впервые на Руси Андреем Рублевым написан многоярусный иконостас, полностью отделивший алтарную часть от основного пространства храма. До этого на Руси устраивались низкие, однорядные алтарные преграды. В этом храме лежат святые мощи преподобного Сергия, возле которых совершается непрерывная молитва и к которым непрерывным потоком притекает вся Православная Россия. Пожалуй, здесь сосредоточен смысловой и духовный центр монастыря, хотя композиционно это и не так. ; Дальнейшее развитие монастыря происходило от храма Живоначальной Троицы по двум основным направлениям: на восток - к современным главным Святым воротам с надвратной церковью Иоанна Предтечи и на север - к современным Калачьим воротам.  В конце XV в. в Лавре возводится Духовская церковь, что дало начало строительству совершенно нового типа храма - церквей "под звоном". Это значит, что над храмом вместо светового барабана находится звонница. Такого типа храмы достаточно редко, но все-таки возводились затем в XVIII и XIX вв. Некоторое время Духовская церковь являлась вертикальной доминантой монастыря (рис. 43).