Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI веков, страница 3

 Только такое понимание стены позволяет свободно сделать лопатку под проемом, сместить оконный проем с оси закомарного пролета или даже врезаться окном в лопатку. Храм имеет достаточно редко встречаемое трехглавое завершение, символизирующее Святую Троицу. Многочисленные сооружения монастыря образуют особый мир, удивительно сложный, пластичный, в который органично включается микрорельеф местности и купы больших деревьев. Каждое сооружение этого монастыря достойно описания, но особое внимание надо обратить на небольшой трапезный Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, расположенный в восточной части монастыря. В этом скромном по размерам сооружении XVI в. удивительно ясно просматривается уже упоминавшийся метод создания архитектурного произведения с помощью достроек и переделок, которые абсолютно не комуфлируются и не скрываются (рис. 38). Сразу видно, что звонница под основным четвериком надстроена позже, а в структуре интерьера замысловато переплелись две конструктивные системы. Этот храм вызывает ощущение, сходное с впечатлением от рукописи гениального поэта, в которой можно увидеть красоту его творчества как процесса.Далее необходимо обойти все небольшие дворики и полудворики, образуемые монастырскими постройками и пряслами стен, и если повезет и будут открыты водяные ворота под храмом Преображения, можно выйти на берег Сиверского озера. Тут произойдет еще одно чудесное изменение качества пространства: из затесненного и достаточно низкого арочного прохода вы попадете на каменистый берег, а через гладь озера откроются лесистые дали. Но, прежде чем выйти за пределы монастыря, надо обратить внимание на надвратный храм Преображения (конец XVI в.) и по пристроенной лестнице подняться внутрь него. Архитектура храма блестяще демонстрирует принцип постепенного "выращивания" сооружения в древнерусской архитектуре. Первоначально это были двухарочные ворота, и идея постановки на них храма возникла позже. Одна из арок была заложена, а храм получил структуру с двумя свободно стоящими столбами, которые могли опираться только на стену между воротами. При этом верхняя часть храма сохраняет на фасаде трехчастное деление. В итоге возникла интереснейшая скульптурная композиция внутреннего пространства, еще раз убедительно свидетельствующая о разнообразных композиционных возможностях архитектурной структуры, получаемой на основе философии стены как целого (рис. 37).  Только такое понимание стены позволяет свободно сделать лопатку под проемом, сместить оконный проем с оси закомарного пролета или даже врезаться окном в лопатку. Храм имеет достаточно редко встречаемое трехглавое завершение, символизирующее Святую Троицу. Многочисленные сооружения монастыря образуют особый мир, удивительно сложный, пластичный, в который органично включается микрорельеф местности и купы больших деревьев. Каждое сооружение этого монастыря достойно описания, но особое внимание надо обратить на небольшой трапезный Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, расположенный в восточной части монастыря. В этом скромном по размерам сооружении XVI в. удивительно ясно просматривается уже упоминавшийся метод создания архитектурного произведения с помощью достроек и переделок, которые абсолютно не комуфлируются и не скрываются (рис. 38). Сразу видно, что звонница под основным четвериком надстроена позже, а в структуре интерьера замысловато переплелись две конструктивные системы. Этот храм вызывает ощущение, сходное с впечатлением от рукописи гениального поэта, в которой можно увидеть красоту его творчества как процесса.

Рис.38. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь прп. Сергия.