Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI веков

Страницы работы

Содержание работы

Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI вв.

 Процесс объединения русских земель и освобождения Руси из-под татаро-монгольского ига связан с именем преподобного Сергия Радонежского и широким распространением монашества на Руси. Для внехристианской логики это совершенно непостижимое явление: человек уходит из мира, от людей, живет в глухих лесах и, в молитвенном подвиге спасая свою душу, спасает страну, собирает Русь в единое государство. Ученики и ученики учеников основателя Троице-Сергиевой Лавры в течении XV-XVI вв. создали по всей русской земле огромное количество больших и малых монастырей, которые стали духовными и военными форпостами Святой Руси.  Православный монастырь - это совершенно особый мир, жизнь в котором подчинена только ему присущим духовным законам и правилам. Не будучи монахом, постичь этого, вероятно, нельзя, но можно пытаться представить себе этот мир, читая сочинения духоносных отцов Церкви, посещая древние русские монастыри и всматриваясь в их архитектуру. Она удивительным образом хранит дух монастыря, дух его созидателей.  Архитектура русских монастырей XV-XVII вв. - это совершенно особая и необъятная тема, которой посвящено большое число исследований и монографий. В качестве примеров рассмотрим три монастыря, которые можно назвать подлинными жемчужинами в этом великолепном ожерелье Руси. Один из них - Кириллов монастырь в Вологодских землях, другой - Соловецкий на Белом море и третий - Троице-Сергиева Лавра, духовный центр всей Руси.

 Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 г. учеником преподобного Сергия Кириллом, монахом Московского Симонова монастыря. Как всегда, сооружение монастыря начиналось с установки деревянного креста и выкопанной землянки. Потом строили деревянные храмы и кельи, устраивали ограды. Очень редко случалось, что при жизни основателя монастыря в нем возводились какие-либо каменные сооружения, которые сохранились бы до наших дней, - это процесс длительный и сложный. Но удивительным образом дух обители, духовные традиции передавались и через века воплощались в архитектуре более поздних построек. Общежительный устав, установленный преподобным Кириллом в монастыре, был достаточно суров, не все иноки выдерживали его, но истинные ученики и последователи святого создали к XVII в. настоящую цитадель Православия на Русском Севере. Большое каменное (кирпичное) строительство стало осуществляться в монастыре только через сто лет после его основания, в начале XVI в., в начале XVI в. К XVII в. - это уже грандиозное сооружение (рис. 34), состоящее из двух монастырей со многими храмами, трапезной, служебными постройками и братскими корпусами, окруженное мощными стенами с башнями, повторяющими береговую линию Сиверского озера. К середине XVII в. монастырь еще больше расширяется за счет возведения высоких стен с севера (наиболее уязвимый сектор при обороне), защищающих хозяйственный двор монастыря. Попробуем мысленно совершить прогулку по монастырю, рассмотреть его основные элементы.

Рис.34. Схематический план Кирилло-Белозерского монастыря. А- Большой Успенский монастырь;  Б- Малый Ивановский монастырь;  В- Острог и т.д.

 При подходе со стороны города мы видим только очень высокую северную стену с угловыми башнями и проходной Казанской башней. Как и во многих других русских монастырях и кремлях, воображение поражает выразительность и художественная сила совершенно простой, почти лишенной деталей стены, заключенной между достаточно далеко отстоящими друг от друга башнями. С одной стороны, это утилитарное, оборонное сооружение, но с другой - свидетельство абсолютного художественного чутья, умения держать композиционную паузу между акцентами, которыми являются башни. Да и башни достаточно просты и суровы. В них нет итальянской пышности московского Кремля, все скупо: едва заметный глазу наклон восьмигранной стены, утончающейся кверху, иногда введение кирпичного орнамента, чередование бойниц различного размера и формы (рис. 35). Пройдя Казанские ворота, вы попадаете в первый двор монастыря, так называемый новый город. И вдруг вы видите те же стены в совершенно новом качестве - это уже двухэтажные боевые галереи, которые стоят на кирпичных аркадах, образующих как бы бесконечный ряд. Стена длиной в несколько сотен метров возведена с использованием одного композиционного приема, в этой "мелодии" всего две ноты, но вы смотрите, и не можете оторвать взгляд от этой завораживающей красоты, понять причину такого сильного эстетического воздействия. Однако вглядевшись повнимательней, мы увидим, что такой эффект возникает благодаря все тому же свойству русской архитектуры, о котором уже упоминалось, - она живая. При общем одинаковом строе аркады едва ли найдется два абсолютно идентичных элемента. То стена, следуя едва заметному наклона рельефа, чуть-чуть "нырнула" вниз, то сбились с единого ритма оси столбов, то нарушены какие-то второстепенные детали. Возникает ассоциация со стоящими в ряд людьми - у всех одна голова и две руки, но каждый индивидуален, каждый имеет неповторимую, созданную Господом душу. Представим, что та же архитектурная тема решена в сборном железобетоне, отлитом на заводе в стандартных металлических кассетах, - все исчезнет, превратится в свою противоположность. И это будет символом нашего времени.

Похожие материалы

Информация о работе