Понятие философской антропологии, страница 7

– Я не сумел ознакомиться детально. Мое впечатление достаточно поверхностно. Я не могу настаивать. А кто это высказал?

– ... (?) ...

– ... (?) ... Он просто ничего лучшего не встречал, поэтому естественно.

– Меня тоже поразила эта книжка...

– Кто-то из вас поможет мне ее достать? Я знаю издательство “Pro-Press” (?) собирается ее издавать. Но я пока не имею возможности ее иметь. Я ее в руках подержал полчаса, полистал какие-то странички. Мне показалось достаточно надуманно. Я готов свое мнение проверить, если вы настаиваете. Ну, что давайте тогда...

– ... (?) ...

– Настолько можно доверять? Это проблема. Почему? Потому, что вопрос критериев – вопрос аксиомы, которая находится в той или иной системе. Я думаю, что каждый человек может согласиться с одним: объективный критерий общезначим. Во-вторых, объективный критерий соответствует интуиции правды. Есть такое искушение: если грешат все, начать грешить самому, ведь все это делают. Здесь входит в действие вторая сторона...

– ... (?) ...

– У вас есть Ахиллесова пята – совесть. Могу сказать так: “И доверяй, и проверяй”. Вы можете себя проверять общезначимыми выводами и тем самым сумеете понять, что в вашем опыте субъективно, а что нет. Давайте посмотрим. Лекция 2 пришла, а мы не сумели рассмотреть последний пункт: проблемы современной православной антропологии. Это 2-ая страница, внизу.

Первое, с чего можно коснуться этих проблем. В православии не создано какой-либо общепризнанной, разработанной системы антропологии, которая охватывала бы как систему православных воззрений на человека, так и множество научных данных. Я такой системы пока не встречал. Авраам Лозов (?) делает кстати такую попытку. Это 10-ый год (?). Второе. Для антропологии очень важно завершение здания метафизики, т. е. учения о мире, так как человек одним полюсом своего бытия входит в мир. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой христианской философии. Зеньковский делает такую попытку христианской философии. Он приблизился максимально к созданию христианской антропологии. Но вы знаете, что смерть прервала его работу. Его труд остался незаконченным. Можно судить только немного, по краткой его работе, по каким-то эссенциям христианской антропологии первых 2-х томов. И вот как раз сегодня с его системой метафизики я вас познакомлю. Эта система  метафизики требует осмысления следующих проблем. Антропогенез.

Пометьте себе с словарик. Антропогенез – греческий термин. “Генезис” – происхождение, “антропос” – человек. То есть антропогенез – учение о происхождении человека.

Эта сторона, связанная с природой мира, вносит следующую проблему: сходство человека со всем миром психических существ и его отличие от этого мира. Вот тоже проблема, которая стоит перед современной православной антропологией и которая должна быть решена... Следующая проблема православной антропологии связана тоже с развитием наук о мире. Человек – как фактор развития мира при эволюции?  Сейчас мы находимся на таком этапе развития науки, когда она критически пересматривает свои основы. Вы знаете, что уже механистическая картина мира разрушена. Более того, в начале века, в 20-ые гг., была разгадана тайна вещества и света. Квантовая физика, ядерная физика, теория относительности Эйнштейна очень изменили представления о мире. Сейчас наука вышла на такую проблему как фактор случайности на уровне микромира. Если раньше закон мыслился в качестве непреложных правил, согласно которых взаимодействие между природными явлениями, то сейчас открыта закономерность случайных процессов... Я, не вдаваясь в глубину этих исследований, беседуя с физиками на конференции, услышал от них такие вещи как спин электрона, т. е. их направления вращения, от которого зависит взаимодействие атомов друг с другом, предполагают, что и поляризация света...