Понятие философской антропологии, страница 23

– Да, поэтому она не определена. Спасибо, что спросили. Я не имел времени об этом сказать. Вы, как педагоги, должны делать выводы. Если вы православные педагоги, вы не можете работать с детьми как с аппаратами, в которые надо что-то вложить, передать, надрессировать. Вы с ними должны общаться как с личностью. Вот в силу энергийного процесса, единства совсем другой тип общения. Кстати говоря, все заграничные народы чувствуют суть нашего православного народа. Тепло с русскими общаться. Почему? Потому что это личностное начало в нем активизировано в силу культуры, подсознательных пластов, которые передаются через вещи не идеологического характера, а какого-то онтологического пласта, глубинного. Это глубинное мировосприятие самоощущения передается. А личностное начало все осмысляет, все одухотворяет, наполняет смыслом, духом, идеей, благодатью. Вот почему наш народ еще народ благодатный. Но скоро будет...

Сегодня, знаете, ко мне подходит тип возле Третьяковской библиотеки и говорит скороговоркой:

– Здравствуйте, слушайте ли Вы НТВ-2? А знаете ли Вы сколько лет нашему каналу?

– Не знаю.

– 5 лет. В честь нашего юбилея наша фирма приготовила подарок – 9-канальный телефон. Пожалуйста, примите.

Я отказался. Я сказал, что не уважаю их канал. Он так сразу осекся: почему? Потому что вы разрушаете нравственность. “Никого мы не разрушаем” – закричал он.

Я подозреваю, что у него все это записывалось на скрытый магнитофон. И этого ничего не покажут. Но я был потрясен. Это было 4 часа назад. Он так удивился моей дикости, что я не смотрю каналы и не знаю, сколько им лет.

Я думаю, что нам нужно помолиться.

Антропология

Лекция № 4 от 25.11.98 г.

О времени происхождения: сначала иудаизм, потом христианство, а потом ислам. Еще одна важная вещь. С нашей точки зрения иудаизм – это учение раввинов, а раввины – это учителя, которые создали, кроме Гора, еще Гимару и Мисилу, и Галмуз, это все произведения средневековья, уже христианского средневековья, IX-X-ый вв. Иудаизм приобрел современные черты через несколько лет после Иисуса Христа. Тот иудаизм, который был, когда жил Иисус Христос, это совсем другой иудаизм, чем который сейчас. Он вобрал в себя тот иудаизм, как и христианство вобрало, но много и прибавилось. Мы можем сказать, что протестантизм – это не раннее христианство, нельзя сказать, что древние апостолы были протестантами. В этом смысле ветхозаветная религия и иудаизм – это не одно и то же. Вот мы, как христиане, должны выступать со своих позиций и четко различать ветхозаветную религию, дохристианскую, когда еще Пророки могли живое слово говорить, когда их слышали, хотя их и камнями побивали, но кто-то побивал, а кто-то каялся. Сейчас пророков нет у них, тоже странно, можно спросить у иудеев: “Где ваши Пророки сейчас, почему остались одни раввины и книжники?”. Иудаизм сейчас не есть нечто единое, у него свои большие разнообразные мировоззренческие течения, есть ортодоксальный иудаизм – это хасидизм, а есть либеральный. Они едины только в одном, в политически-идеологическом. Проф. Осипов в Духовной Академии даже отказывается называть иудаизм религией, он говорит, что это скорее религиозная идеология.

Учение о человеке святых отцов Церкви

Мы имеем перед собой следующую задачу – мы должны ознакомиться с развитием святоотеческой антропологии, как она формировалась, развивалась, какие проблемы остались на сегодня. Это первое, а второе – должны закончить принципы христианской антропологии, которые будем смотреть на примерах святых отцов.

Первый вопрос, которым занимается христианская, православная антропология – это назначение человека. Далее, вопрос творения или происхождения человека связан со следующим вопросом, что мы различаем в человеке. И одновременно вопрос состава и предназначения человека с христианской позиции выходит к вопросу, что отличает человека от остального мира, о его особом предназначении, и то, что его отличие, мы называем...