Понятие философской антропологии, страница 24

Это четвертый вопрос. Далее мы говорим о том, что человек свое назначение не оправдал, отсюда возникает вопрос о настоящем состоянии человека, это 5-ый вопрос. И этот же вопрос затрагивает проблему происхождения греха и последствия греха. И вот профессор уважаемый заявил, что мусульмане не верят в первородный грех, это Аллах простил Адама и Еву после их прегрешения (характерный момент).

Если мы заговорили о грехе, то это приводит к проблеме спасения (шестой вопрос), а проблема спасения приводит к той великой радости, великому счастью и благодати, которую нам Господь уготовил. Это очень важно помнить и никогда в жизни не забывать, потому что только воспоминание это, это ваше сопереживание этому будущему состоянию будет путеводной нитью в ваших испытаниях, когда будет гаснуть ваш дух, когда вам будет тяжело, скорбно, или когда вас будет влечь грех к себе. Ведь грех может влечь к себе не только через какие-то страсти, искушения (например, в постный день хочется запретный плод), а самый страшный грех – это повседневные дела (например, будут требовать, работать на папиросной фабрике, чтобы деньги в дом приносить, когда будут требовать от вас долларовые операции проводить). Примеры такие озарений, которые действуют на наше сердце, давало пищу нашему воображению – это Силуан Афонский, Серафим Саровский, преп. Семион Новый Богослов “Откровенные рассказы странника своему духовному Отцу”. Видеть Бога, как Он есть архимандрита Софрония Сахарова, ученики преп. Силуана – тоже интересная работа в этом смысле, в смысле описания блаженств, которые подает Господь.

Еще блок вопросов, которые связаны с составом человека. Состав человека предполагает в себе образ Божий. Потом, что такое дух человеческий и Дух Божий, как они друг к другу соотносятся. Что такое душа, какова ее природа, каково содержание ее жизни? Еще – сердце и сон, ум, как особая сила души, какие силы есть у души? И последний, но наверное самый важный вопрос – в чем состоит сущность человека? Есть еще побочный вопрос, когда мы говорим о грехе, и грехопадении, это вопрос человеческой свободы.

Итак, начнем с назначения человека, что говорят святые отцы по этому поводу. Начнем с ап. Павла, вспомним такие его выражения, что “вы куплены дорогою ценою и вы не свои”, “угодно было Богу Духом Святым вселиться в вас”, “вы суть камни живые, с которых создается храм Святаго Духа”. Эти новозаветные выражения дополняются интересным выражением святого ап. Петра: “Вы причастники Божественного естества”. Еще выражение ап. Павла: “Вы священники, люди, взятые в удел”. В чем состоит это священство? Мы это сможем понять, только изучив положение человека в мире, потому что служение священника есть служение посредническое. Священник есть лицо в иерархии между Богом, как сокральным, и между миром, как профанным пространством. Вот между ними стоит священник, который сокрализирует профанное пространство, освящает то, что не имеет освящения. В каком же смысле человек имеет священство? У святых отцов по этому вопросу бывает много разных мнений. Из них нам нужно выделить важную линию. Например, свящ. Василий Великий (IV в.) говорит о царственном достоинстве человека, что человек – это царь, значит, владыка, это образ Божий. А выделяет человека  его разум, разумность души подчеркивалась философами и богословами доникейскими. И здесь можно сказать, что видение человека, как владыки мира, не является окончательным ответом для нас, потому что мы может спросить: “А почему человек владыка мира?” У него есть разум, но разве владычествовать – это самостоятельная категория, ведь властвовать можно по-разному. Поэтому мы ищем более глубокого ответа. Мы можем найти ответ, почему человек был поставлен над всем творением Божиим. Потому что он был соустроен Божиему Духу, т. е. человек своим духовным началом мог воспринимать благодать Святого Духа, человек своей волей, своим разумом может воспринимать волю Божию. И здесь мы начинаем понимать, что человек благодаря всем особенностям своего существа может являться связующим звеном между миром и Богом, скрепа такая всего мира с Богом – это человек. Наиболее ярко мы это увидим у свят. Григория Паламы, который сказал, что “(плохая запись) .... обоживаясь, соединяет с Богом все свое существо”, а соединяя с Богом свое существо человек соединяет с Ним весь мир, потому что весь мир есть творение Божие. В. Н. Лосский сделал замечательный синтез в его работе “Догматическое богословие”. Можно еще сказать, что призвание человека в мире – это соединение всего мира с Богом, и человек, таким образом, является в мире священником, соединением всей твари, всего творения с Богом.