Конспект лекций по основам информатики (Аппаратная часть ПЭВМ. Операционная система MS DOS. Оболочка Norton Commander. Операционная оболочка Microsoft Windows. Введение в программирование), страница 16

Самым «общим» элементом базы данных является таблица, в которую сведены данные. База данных как правило состоит из таблиц, определённым образом соотносящихся, связанных друг с другом. В теории баз данных колонка таблицы называется полем. Т.о. каждое поле содержит некоторый особый тип информации об учитываемых объектах. Строка таблицы («посвящённая» обычно одному объекту) называется записью. Описываемая модель базы данных называется реляционной.

Необходимо, чтобы в каждой таблице было хотя бы одно ключевое поле – поле, каждая запись которого встречается в этом поле только один раз (т.е. записи ключевого поля должны быть «уникальны»). Это облегчает поиск информации, упорядочение её по алфавиту. Каждое поле таблицы должно содержать информацию одного определённого типа, т.е. необходимо унифицировать данные в каждом поле. Основные типы данных: «текстовый», «денежный», «числовой», «дата / время», «логический» (да / нет), «счётчик» (порядковый номер).

Таблицы могут быть определённым образом связаны между собой. Так, например, если в двух таблицах есть хотя бы одно совпадающее поле (т.е. поле, содержащее один и тот же вид информации, например «номер заказа» - а значит и один и тот же тип данных), эти поля связаны между собой, а значит посредством их связаны между собой и таблицы. При этом последовательность и даже количество записей в таких «совпадающих» полях могут быть неодинаковыми.

В зависимости от того, являются ли связанные поля ключевыми, связи между таблицами (между полями таблиц) подразделяют на:

o  связи «один-к-одному» (когда оба связанных поля являются ключевыми) – здесь одной записи первого поля соответствует только одна (такая же) запись второго поля;

o  связи «один-ко-многим» (когда только одно из связанных полей является ключевым) – здесь одной записи первого (ключевого) поля может соответствовать несколько (таких же) записей второго поля;

o  связи «многие-ко-многим» (когда оба связанных поля не являются ключевыми) – здесь любой записи одного поля могут соответствовать несколько таких же записей другого поля.

Такая организация базы данных позволяет существенно облегчить поиск нужной информации и насколько возможно избежать дублирования информации. Например, если в две таблицы включить одинаковое поле, то можно не повторять в одной таблице поля из другой таблицы. Тогда для получения полной информации об объекте потребуются обе таблицы. Конечно, в качестве поля для связи желательно выбирать поле наиболее характерное для рассматриваемых данных, или лучшее по условиям облегчения работы с информацией.

В таблицах базы данных хранится практически вся информация базы данных, т.е. информация в таблице представлена наиболее полно, а это часто мешает работать с таблицами: множество полей и записей затрудняют просмотр информации. Для облегчения, ускорения процессов предоставления информации в базах данных создаются так называемые запросы. Запрос – это выборка из основных таблиц базы данных. В запрос включаются не все поля исходных таблиц (таблицы), но только необходимые для выполнения конкретной работы: для просмотра определённых материалов. Более того, в запрос-выборку могут входить не все записи, имеющиеся в таблицах, а только отобранные по определённому условию (например, за определённый временной период, или касающийся какого-то одного объекта). Запросы могут содержать и некоторые поля, не присутствующие в исходных таблицах. Чаще всего это поля, где приводятся результаты вычислений (например, итоговая сумма по строке, или что-либо иное).

Перед созданием базы данных необходимо её подробно разработать, запроектировать. Проект базы данных должен включать в себя перечень таблиц (для каждой должны быть определены поля, их составляющие, типы данных в полях, ключевые поля), связи между таблицами, а также запросы на выборку (с указанием полей, из которых они состоят). Естественно, проект базы данных должен быть экономным и обеспечивать наилучшие условия для ведения базы данных и поиска в ней информации.

Система управления базами данных

СУБД. Программа  Microsoft Access. Создание, редактирование и ведение базы данных. Свойства элементов электронной базы данных. Защита информации.