Цели и задачи дисциплины «Функциональные системы и информационно-измерительные комплексы», страница 3

Внедрение вычислительных машин придает навигационному оборудованию новое качество. Вычислительные машины позволяют объединять разнообразные приборы в единый пилотажно-навигационный комплекс. Они становятся центральным звеном комплексной системы автоматического управления летательным аппаратом.

Команды, формируемые вычислителями систем автоматического управления, передаются на рули самолета (вертолета) с помощью сервоприводов или приводов штурвального управления.

Пилотажно-навигационный комплекс является одним из самых сложных комплексов. Для упрощения рассмотрения задач, которые решает пилотажно-навигационный комплекс, его условно разбивают на два: пилотажный и навигационный.

Одной из основных систем пилотажного комплекса является система отображения информации.

В процессе полета экипажу необходимо непрерывно получать информацию о параметрах полета, состоянии самолета, работе двигателей и агрегатов, о силах, воздействующих на самолет. Эта информация измеряется приборами и поступает на устройства отображения (индикаторы, табло, сигнальные устройства), которые установлены на приборных досках перед рабочими местами экипажей.

Большая часть требуемых параметров полета измеряется в различных точках самолета. Иногда места установки  приборов удалены на десятки метров от указателей, которые установлены в кабине экипажа. Поэтому большинство приборов делают дистанционными.

Указатели, которые располагаются на приборной доске, воспроизводят результаты измерений с помощью отсчетных приспособлений в виде шкалы, стрелки или индекса. В последнее время для отображения информации применяют электронно-лучевые трубки.

Приборные доски различных типов самолетов компонуются по-разному. Однако международная организация гражданской авиации утвердила в качестве обязательного для пассажирских самолетов стандартное расположение основных пилотажных приборов в виде буквы Т.

Центральное место на приборной доске, непосредственно перед летчиком, должен занимать основной пилотажный прибор. Такими приборами могут служить командно-пилотажный или авиагоризонт. Под ним размещается основной навигационный прибор, указывающий направление полета. В качестве такого прибора могут быть использованы курсовые приборы (компас, планово-навигационный прибор или другие).