Цели и задачи дисциплины «Функциональные системы и информационно-измерительные комплексы», страница 2

Радиосвязное оборудование обеспечивает двухстороннюю внешнюю и внутреннюю связь. Для двухсторонней внешней связи с самолетами, вертолетами и наземными станциями используются коротковолновые радиостанции. Их характерными особенностями являются: высокая стабильность связи, бесподстрочная связь и дистанционное управление станциями. Внутрисамолетная связь между членами экипажа и передача информации пассажирам обеспечиваются самолетными переговорными и громкоговорящими устройствами. Широкое применение получили бортовые магнитофоны, речевые информаторы с логической «памятью».

Радионавигационное и радиолокационное оборудование позволяет совершать полеты при любых метеорологических условиях днем и ночью. Для целей навигации широкое применение получили азимутально-дальномерные системы ближней навигации, радиокомпасы, радиовысотомеры, доплеровские навигационные системы, аппаратура инструментальной посадки и т.д.

Удельный вес радиотехнических систем на летательных аппаратах постоянно растет. Так, например, на самолетах могут устанавливаться спутниковые навигационные системы, которые с высокой степенью точности позволяют определять координаты пространственного положения самолета. Поэтому важное значение имеет микроминиатюризация элементов аппаратуры, широкое применение полупроводниковых приборов, пленочных и твердых радиосхем.

Большую группу приборов, датчиков и систем объединяет так называемый пилотажно-навигационный комплекс. Основное назначение комплекса – это вывод самолета (вертолета) в назначенный пункт по заданной траектории и в строго установленное время. Для этих целей при помощи специальных измерителей осуществляется измерение всех параметров движения летательного аппарата: углы курса, тангажа, крена; высота полета; скорость полета и число Маха; угловые скорости и ускорения; угол сноса и т.д.

В полете пилотам и штурманам приходится непрерывно анализировать показания большого количества приборов и по ним делать сложные расчеты для управления самолетом. Такие расчеты должны выполняться за ограниченное время и в быстро изменяющихся условиях полета. Поэтому результаты расчетов оказываются не всегда точными. В связи с этим большое значение приобретает автоматизация процессов навигации, замена контрольно-измерительных приборов командными (или так называемыми директорными) системами.