Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" (История вычислительной техники. Электронные системы предупреждения переворачивания автомобиля), страница 8

– высокоточные спутниковые навигационные системы и цифровые карты;

– обработка изображений.

Обнаружение по магнитным маркерам требует оборудования дорожного полотна, высокоточные спутниковые навигации – создания высокоточных карт. Это все требует денег и жизнеспособна в ограниченном пространстве, таком как сеть автобусных маршрутов в городе. Для общей дорожной обстановки предпочтительнее использование технологии обнаружения полосы движения по дорожной разметке. Считывая информацию с видеокамеры системы распознает полосу движения от края дороги до до дорожной разметки. Также определяет разметку различной конфигурации (прерывистая, сплошная…). Из недостатков – дорожную разметку не всегда видно (погодные условия либо же разметки просто нет), но при совершенствовании алгоритмов и камер дорожную разметку можно определить практически во всех погодных условиях, если, конечно, она нанесена. Система может определить разные оттенки дорожного полотна, колею на сегу.

Существует несколько способов включения тревоги при сходе с полосы движения: от включения переменного аудиосигнала, до вибрации сидения водителя (второе – предпочтительнее, так как об ошибке знает только водитель). Сигнал тревоги должен выключаться при включении поворотника и если скорость <50км/ч.

Данные системы используются на автомобилях cinroёn и infinity. Так же, системы на подобии safeTRAC используются на грузовых автомобилях. Задняя камера автомобилей Toyota на скоростных магистралях также реализует данную функцию.

36.Электронные системы предупреждения ухода с дороги (превышения скорости при движении по кривой) (RDWS — Road Departure Warning System)

1.  Подход с использование цифровых карт. В бортовых навигационных системах достаточно информации о дорожной геометрии для определения безопасной скорости при вхождении в кривую при обычных условиях. При приближении автомобиля к кривой, бортовой процессор сравнивает скорость движения с безопасной и либо подает водителю сигнал тревоги, либо автоматически снижает скорость. Для реализации подобной идеи необходимы улучшенные карты следующего поколения, чтобы надежно оценивать порог безопасности при вхождении в поворот.

Копания BMW сделала активной педаль акселератора: при превышении скорости сопротивление нажатию на педаль заметно возрастает, предупреждая водителя о необходимости снизить скорость. Система не может быть всезнающей, по этому водитель остается неотъемлемой частью управления. Кроме знаний   о радиусе и угле поворота система так же должна получать знания о качестве поверхности дорожного полотна, количестве полос, наличия обочины, видимости, погодных условиях для определения коэффициента сцепления и стиль вождения водителя.

2.  Подход с использованием дорожной инфраструктуры. Перед началом кривой устанавливаются детекторы скорости и оборудование «дорога – автомобиль», которые посылают сигналы об опасности водителю, если его скорость велика.

37.Электронные системы удержания полосы движения (LKA — Line Keeping Assist)

Для определения полосы движения используют системы обработки изображения, которые обнаруживают маркеры полосы движения, цифровая карта, и спутниковая навигация, для определения геометрии впереди лежащей дороги, дальномеры. Далее добавляется активное рулевое управление.

На легковых автомобилях управление не полностью контролируется данной системой, на междугородних автобусах же, может использоваться подход с полным управлением.

Для реализации на легковом автомобиле используется двигатель, соединенный с рулевым управлением. Подводимый момент достаточно небольшой и водитель легко сможет с ним справиться.

BMW разработала LKA, использующую бортовые датчики для анализа бокового ветра, поворотов, подъемов  и спусков на дороге, в дополнению к этому определяет границы полосы движения. Система использует эту информацию, чтобы определить оптимальное поведение управления автомобилем и установить допустимые границы управления. Если эти границы нарушаются, то система прикладывает момент к рулевому колесу, предлагая таким образом откорректировать движение.

Данная система позволяет делать полосы движения маршрутных автобусов минимальными по ширине, без ущерба скорости их движения.

Первая система была представлена в Японии компанией Nissan. Она включалась при скорости >65 км/ч и на кривых с радиусом >1000м (в системе от компании Honda >230м).