Планирование оборота розничной торговли и товарных запасов: Пособие для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной работы по курсу «Планирование на предприятии (в торговле)», страница 4

Индексный метод. Метод, основанный на изменении покупательского спроса, используется при наличии информации об изменении факторов? формирующих покупательский спрос (изменение цен, денежных доходов населения, численности населения и т. п.). Оборот розничной торговли рассчитывается:

и т. п.

(1.20)

где  – индексы изменения розничных цен, денежных доходов населения, численности населения и т. п.

Метод экспертных оценок заключается в привлечении к планированию оборота розничной торговли группы экспертов из 5-10 представителей производителей товаров, работников предприятий торговли (общественного питания), экономистов, бухгалтеров, маркетологов, менеджеров и т. п. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором; быть независимыми в суждениях, иметь большой стаж и опыт работы в данной области.

Наиболее часто при планировании оборота используют методы коллективных экспертных оценок, такие, как метод Дельфи, метод «мозговой атаки».

Метод получения целевой прибыли. Расчет данным методом осуществляется на основе предполагаемой (целевой) прибыли от продаж, которую предприятие будет стремиться достигнуть в будущем периоде, и обязательных налоговых платежей (если предприятие находится на уплате единого налога на вмененный доход).

Прибыль от продаж в предприятии розничной торговли рассчитывается как разница между валовой прибылью (суммой реализованных торговых надбавок) (ВП) и издержками обращения (ИО) – расходами на продажу:

(1.21)

(1.22)

отсюда

(1.23)

где – планируемый абсолютный размер целевой прибыли от продаж торгового предприятия, тыс. руб.;  – планируемый средний уровень валовой прибыли, %;   – планируемый средний уровень издержек обращения, %;  – планируемая сумма обязательных налоговых платежей (единый налог на вмененный доход), тыс. руб.

Из произведенных расчетов выбирается объем оборота розничной торговли на будущий год, определенный одним из приведенных методов планирования, который отвечает целевым ориентирам торгового предприятия, обозначенных стратегии деятельности, стратегии предприятия торговли [44].

Далее осуществляется планирование оборота розничной торговли во временном и ассортиментном разрезе.

1.1.2. Методы планирования оборота розничной торговли

 по периодам года и структуре

Необходимость планирования оборота розничной торговли по периодам (месяцам, кварталам) и ассортиментной структуре обусловлена характером спроса, связанного с сезонностью и покупательскими предпочтениями, что позволяет в конечном итоге рационально распределять ресурсы торгового предприятия для обеспечения планируемого объема продаж.

Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться такими методами, как расчет на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота розничной торговли (используя ретроспективную информацию показателя) и расчет с помощью индексов сезонности [18; 26; 33; 44-50].

При планировании оборота розничной торговли по периодам года на основе средних удельных весов квартальных (месячных) оборотов в годовом объеме оборота розничной торговли первоначально рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической (при незначительных колебаниях показателя):

;

и т. д.

(1.24)

(1.25)

Тогда квартальные обороты розничной торговли в будущем году будут равны:

,       и т. д.

(1.26)

При планировании квартальных оборотов розничной торговли с помощью индексов сезонности оборота розничной торговли сезонные колебания  определяются на основе данных месячной или квартальной отчетности не менее чем за 3-5 лет, чтобы исключить случайные колебания.

Индексы сезонности () рассчитывают как отклонение фактического уровня соответствующего квартала (месяца) к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней или по уравнению тренда:

,

(1.27)