Планирование оборота розничной торговли и товарных запасов: Пособие для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной работы по курсу «Планирование на предприятии (в торговле)», страница 5

где  – средние значения оборота розничной торговли j-го квартала (месяца) за ряд лет, тыс. руб.;  – общее среднее значение квартального (месячного) оборота розничной торговли ряда динамики, тыс. руб.

Сумма планируемого объема оборота розничной торговли (квартального, месячного) определяется умножением среднеквартального оборота будущего года на индекс сезонности соответствующего квартала (месяца):

,

(1.28)

где  – среднеквартальный оборот розничной торговли предприятия планируемого года, тыс. руб.;  – оборот розничной торговли планируемого года, тыс. руб.; 4 – количество кварталов в году.

.

(1.29)

При планировании структуры оборота розничной торговли на практике могут использоваться следующие методы: метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней и расчет на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме розничного оборота розничной торговли.

Расчеты структуры оборота розничной торговли предполагают определение оборота либо по отдельным товарам и товарным группам, либо по продовольственным и непродовольственным товарам. Метод выравнивания по скользящей средней рассмотрен при планировании общего объема оборота розничной торговли.

При использовании метода расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп  в годовом объеме оборота сначала рассчитывают средние удельные веса оборотов конкретных товарных групп за последние 2-3 года работы предприятия по формуле средней арифметической:

.

(1.30)

Тогда оборот розничной торговли i-й товарной группы в будущем году будет равен:

    и т. д.

(1.31)

Для планирования структуры оборота розничной торговли может быть использован метод, основанный на расчете коэффициента эластичности, отражающий изменение оборота розничной торговли по отдельным товарным группам в зависимости от изменения общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия [41. С. 102-103]:

(1.32)

где – коэффициент эластичности i-й товарной группы, %;  – прирост оборота розничной торговли i-й товарной группы в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %; ∆ОРТ – прирост общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется оборот розничной торговли i-й товарной группы, при изменении общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия на 1%. Целесообразнее для планирования использовать данные укрупненных товарных групп.

Прирост оборота розничной торговли в планируемом году по сравнению с отчетным годом по товарным группам () определяется умножением коэффициентов эластичности на прирост объема оборота розничной торговли в целом по торговому предприятию (∆ОРТ):

(1.33)

Планируемый оборот розничной торговли i-й товарной группы () рассчитывается:

(1.34)

где  – оборот розничной торговли i-й товарной группы отчетного года, тыс. руб.

Для расчета структуры оборота розничной торговли торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели (трендовая, авторегрессионая, факторная).

Далее выбирается планируемый объем оборота розничной торговли по периодам года и структуре из произведенных различными методами расчетов, который соответствует спросу населения, стратегии развития предприятия на рынке.

Следующим направлением экономического обоснования оборота розничной торговли является планирование товарных запасов.

1.1.3. Методы планирования товарных запасов

Планирование товарных запасов – установление оптимального их размера по звеньям товародвижения, местонахождению с целью более эффективного использования [18. С. 38; 40. С. 86-87].

Важнейший элемент планирования товарных запасов – нормирование – процесс определения минимальной, но достаточной (для бесперебойного осуществления торгово-технологического процесса) величины товарных запасов. Нормированию подлежат только запасы текущего хранения на предприятиях торговли.