Организация рабочего места. Конструирование элементов автоматизированного производства с учетом оптимальных условий труда. Организация безопасного рабочего места, страница 8

Цвет окраски  коммуникаций облегчает  ориентировку в коммуникациях, повышает безопасность работ  при  помощи сигнально-предупредительной и  сигнально-маркировочной окраски, устраняет монотонность.

С точки зрения безопасности цвет играет еще и вспомогательную роль, являясь дополнительным  средством безопасности   в  некоторых  технических устройствах. Так, наружная  поверхность оградительных устройств и  корпуса машин окрашиваются в  спокойные тона,  связанные со значением зеленого цвета,  внутренняя  поверхность  ограждающих устройств — в красный цвет. Места присоединения заземляющей шины к оборудованию обозначаются стрелкой и  надписью «Земля» желто-оранжевого  цвета. На  дверцах  электрических  распределительных  устройств наносятся красные стрелы.

Большое  значение  имеет рациональная окраска  элементов автоматического  управления,  построенная  с  учетом общих требований к производственному интерьеру и роли цвета в технике безопасности. С этой точки зрения пульты  и шкафы  управления рекомендуется  окрашивать в цвета, отличные от цвета  оборудования, но одинаковые для различных  групп органов управления. Кнопки станций управления окрашиваются с учетом требований безопасности и быстроты реакций: «пуск» — в черный цвет, «стоп» — красный,  «прямой  ход»  и «обратный ход» — в цвета  нейтральные (синий,  зеленый).

5.  Безопасность обслуживания машин и механизмов

Основные мероприятия,  обеспечивающие безопасность труда, должны  найти отражение при  конструировании и эксплуатации  производственных  машин  и механизмов.

Современное производство  все  более насыщается  различного  рода машинами  и механизмами, освобождающими человека от  выполнения  различных технологических  операций и  способствующих тем  самым повышению безопасности  труда. Однако наряду с огромной пользой,  приносимой машинами,  каждая  из  них может представлять различные виды опасности  для человека.  Общеизвестна опасность механических  травм, обусловленная  движущимися элементами машин  и механизмов, а также обрабатываемыми изделиями  и  отходами  обработки.  Опасность машин и производственных механизмов  не всегда столь явно выражена: машины  могут создавать шум и вибрацию, излучать тепловую  или  электромагнитную энергию,  выделять пыль или газы;  их элементы могут оказаться под электрическим   напряжением.

В условиях современного  производства,  отличающегося широкой автоматизацией  и  механизацией производственных процессов,  влияние  машин и механизмов может  привести  к  утомлению нервной системы.  Напряженность работы  нервной  системы  определяется   напряженностью слуха,  внимания и зрения, а также степенью сложности операций по управлению машинами  и механизмами.  Так как любое  двигательное  движение является  результатом сигнала от  центральной  нервной системы,  на напряженность  труда существенно  влияет рабочее положение  оператора, компоновка органов управления и контроля,  оборудование рабочего  места. Чтобы обеспечить безопасные условия труда и исключить переутомление  людей, управляющих  машинами,  необходимо  учитывать все  опасные факторы  еще в процессе проектирования машин и механизмов.

Опасные зоны машин.  Травмирование  человека  различными  движущимися механизмами  и элементами машин (зубчатыми  передачами,  муфтами сцепления,  маховиками и др.) возможно только при непосредственном соприкосновении либо  недопустимом сближении  (например, в результате воздействия захватывающей  силы, возникающей  при движении вращающихся  элементов машин навстречу друг другу). Так же ограничено  в пространстве  воздействие других опасных  факторов. Пространство, в котором постоянно действуют или периодически возникают факторы, представляющие  опасность для  человека, принято  называть  опасной  зоной.  Опасная зона  может быть как резко выраженной (например, зона между штампами механического молота),  так  и  нестабильной, постоянно изменяющейся в пространстве (например, при перемещении груза  подъемным краном).