Организация рабочего места. Конструирование элементов автоматизированного производства с учетом оптимальных условий труда. Организация безопасного рабочего места, страница 11

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортных устройств.  Среди производственных  машин и  механизмов целесообразно отдельно  рассмотреть требования безопасности,  предъявляемые  к подъемно-транспортным  машинам. Повышенная  опасность этих устройств объясняется сочетанием в  них,  как  правило,  целого  комплекса механизмов, предназначенных для  выполнения различных технологических  операций.  Это приводит к  сочетанию  в одном производственном комплексе опасных зон от группы механизмов и устройств, причем по условиям производства не всегда представляется возможным вывести оператора, управляющего машинами, за пределы  опасной  зоны.

Учитывая тот факт, что опасная зона подъемно-транспортных устройств является нестабильной, перемещающейся  в пространстве,  предъявляются повышенные требования  к надежности их работы, к устойчивости и  прочности отдельных  элементов и узлов.

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортных устройств  обеспечивается  использованием   технических и  организационных  методов защиты оператора,  применяемых либо в отношении отдельных  механизмов  и  узлов, либо в отношении подъемно-транспортного устройства в целом.

Электрические приводы   механизмов  передвижения, фермы мостовых  кранов и передвижения грузов оборудуются блокировочными устройствами для автоматической остановки (конечные выключатели перемещения фермы и подъема  грузозахватных  устройств).  Элементы  электропривода, находящиеся под электрическим напряжением, закрываются кожухами,  снабжаемыми блокировками  на снятие напряжения при открывании кожухов (например, при открывании подъемной части перил у концевой балки в месте входа на мост снимается напряжение питания и включение  крана становится  возможным  только   после их закрытия и установки контроллеров в нулевое положение). Все доступные вращающиеся  или движущиеся  части  механизмов  также ограждаются съемными кожухами, исключающими возможность проникновения  в  опасные  зоны. Посредством ограждений и блокировок предупреждаются  непредусмотренные технологией  контакты  работающих с перемещаемыми грузами  и механизмами  крана, находящимися в работе.

Однако  возможно обеспечить безопасность  эксплуатации крана и путем полной  автоматизации и использования  дистанционного управления. В этом случае попадание оператора  в опасные зоны отдельных  механизмов  и  узлов исключается, так как  управление  его  работой осуществляется  с   пульта  (стационарного  или  передвижного),  который находится  вне опасной зоны.

Для обеспечения необходимой механической прочности  механизмов  и  узлов  подъемно-транспортных  устройств,  а  также грузозахватных  и  чалочных  приспособлений,  проводятся  их периодические  технические освидетельствования.  Техническое освидетельствование  проводит   инспекция  Госгортехнадзора в сроки и в объеме, регламентированном соответствующими правилами и нормами.

При техническом освидетельствовании обязательно  производится осмотр грузоподъемной машины,  сопровождающийся  проверкой  работы  механизмов,  электрооборудования, тормозных устройств, приборов  безопасности,  контроля и  сигнализации. Затем проводятся статические  и динамические испытания машины. При  первичных статических испытаниях  проверяется  прочность грузоподъемного механизма в целом и отдельных  его элементов путем его нагрузки  грузом, на 25 % превышающим нормальную  грузоподъемность.  При  периодических  статических  испытаниях нагрузка  превышает  грузоподъемность на  10 %.  При  динамических  испытаниях  периодически  (не  менее двух  раз)  поднимается и  опускается груз,  на  10 %  превышающий предельный рабочий  груз.

Обязательному  периодическому техническому освидетельствованию подвергаются канаты, цепи, тали, краны, лебедки, подъемники, домкраты  и другие грузоподъемные механизмы.