Комплексная механизация и автоматизация судостроительного и судоремонтного производства, страница 2

На основании статистических данных по судостроительной промышленности, которые можно распространить и на судостроительно-судоремонтные предприятия существует возможность, используя усредненные удельные значения распределения трудоемкости по основным видам работ по блочному и стапельному участку определить состав и количество средств механизации. В таблице 1 представлена форма распределения трудоемкости работ по видам и участкам стапельного цеха.

1.2 Установочно-сборочные работы

Комплекс установочных работ при формировании блоков и на стапеле может быть разделен на несколько этапов:

- раскрепление корпусной конструкции после ее подачи на опорное устройство блочного или стапельного места и установки в требуемое положение;

- перемещение корпусной конструкции в процессе ее установки и проверки положения;

- сведение и выравнивание кромок обшивки или концов набора;

- подрезка соединяемых кромок обшивки или концов набора;

- скрепление соединяемых кромок обшивки и концов балок набора на электроприхватках или гребенках;

- зачистки соединений после сборки.

Ввиду того, что установочно-сборочные работы составляют 40% от корпусосборочных работ, поэтому механизации этого вида работ следует уделять особое внимание.

1.3 Сварочные работы

При формировании блоков и корпуса судна выполняется значительный объем ответственных сварочных соединений (швов). Около половины объема работ выполняется ручной дуговой сваркой и этот объем постоянно сокращается, то есть заменяется механизированными методами сварки.

Особенностью сварки на стапеле является выполнение работ на разных уровнях и в отличие от корпусазаготовительных цехов, где сварка ведется в основном в нижнем положении. Здесь сварка применяется во всех пространственных положениях.

Количество сварочных постов для i-го вида сварки определяется как:

где  – трудоемкость i-го вида сварки, чел.ч;

 – коэффициент неравномерности сварочных работ;

 – коэффициент загрузки сварочных работ;

 – коэффициент переработки норм;

 – действительный рабочий фонд;

 – количество рабочих, приходящихся на 1 сварочный пост.

Количество единиц оборудования для ручной сварки на блочном участке:

где  – трудоемкость ручной сварки на блочном участке, чел.ч.

Количество единиц оборудования для полуавтоматической сварки на блочном участке:

где  – трудоемкость полуавтоматической сварки на блочном участке, чел.ч.

Количество единиц оборудования для автоматической сварки на блочном участке:

где  – трудоемкость автоматической сварки на блочном участке, чел.ч.

Количество единиц оборудования для ручной сварки на стапельном участке:

где  – трудоемкость ручной сварки на стапельном участке, чел.ч.

Количество единиц оборудования для полуавтоматической сварки на блочном участке:

где  – трудоемкость полуавтоматической сварки на стапельном участке, чел.ч.

Количество единиц оборудования для автоматической сварки на стапельном участке:

где  – трудоемкость автоматической сварки на блочном участке, чел.ч.

1.4 Окрасочные работы

Хотя окрасочные работы составляют всего 3% от объёма стапельного цеха, значимость механизации процессов нанесения защитных покрытий все время возрастает. Это связано с тем, что они являются завершающими и, как правило, лимитируют сроки спуска судов на воду, а значит, сдачу практически готового судна в эксплуатацию.

Лакокрасочные покрытия (ЛКП) с учетом спецификации эксплуатации можно разделить на четыре группы:

1 – для подводной части корпусов и района переменной ватерлинии;

2 – для надводной части; 3 – для внутренних помещений;

4 – для трюмов, цистерн и танков.

Проверка качества. Испытания на непроницаемость

Проверка качества постройки и ремонта корпусов предусматривает применение приборов проверки геометрии корпусных конструкций.

Основным и наиболее трудоемким вопросом проверки качества является проверка на герметичность и непроницаемость согласно ГОСТ 3285-85.