Разработка балластно-осушительной системы теплохода-площадки, разработанного по прототипу для судна проекта Р97, страница 5

На рисунке 4 показана принципиальная схема с двумя вакуумными насосами 6 водокольцевого типа (один из которых резервный). Эти насосы установлены на баке 9 уплотнительной воды и соединены трубопроводом 1 через невозвратные клапаны с вакуумным баком 2. трубопровод 13 обеспечивает замену уплотнительной воды водяного кольца, тем самым избегая ее перегрева. При повышении температуры воды в кольце растетдавление насыщенных паров, что не позволяет создать достаточного вакуума. Отсасываемый воздух, вместе с рециркулируемой водой по трубопроводу 7 направляется в бак 9, имеющий соединение 8 с атмосфенрой. Для обеспечения допустимой температуры уплотнительной воды в баке 9 устанавливается змеевиковый охладитель 12.

Вакуум-насос работает периодически. При достижении предельного вакуума вакуумное реле 4, воздействует на пускатель 5, включает электровакуумный насос 6. Когда вакуум в баке 2 упадет до наименьшего допустимого значения вакуумный насос снова включается в работу. Создаваемое разряжение контролируется вакуумметром 3.

К вакуумному баку 2 подключаются линии, соединяющие его с центробежными насосами 10, через заливочные клапаны 11. Заливочный клапан, имеет поплавок, который при всплытии предотвращает поступление воды в вакуумный бак.

В случае выхода из строя автономной вакуумной установки для централизованной заливки насосов, насос заливают водой через задвижку на всасывающей магистрали или от специального трубопровода. Заполнять насос надо медленно, чтобы воздух успел выйти из корпуса через воздушный кран. Задвижка на всасывающей напорной должна быть закрыта. После того как в воздушном кране покажется вода его закрывают.

Убедившись в том что насос исправен и залит водой включают электродвигатель. Постепенно открывают напорную задвижку и устанавливают по манометру рабочее давление. Для остановки насоса выключают электродвигатель, а затем закрывают задвижки на напорной и всасывающей магистрали.

Если предполагается что система некоторое продолжительное время не будет использоваться, то необходимо слить воду из трубопроводов, для избежания ее замерзания.

3.2 Управление действием системы

3.2.1 Прием балласта из за борта и выдача за борт

Прием балласта из за борта осуществляется по средствам кингстона. Из кингстона через грязевую коробку Ф8 вода поступает в невозвратно-запорный клапан КНЗ1 откуда она по трубопроводу 1бч поступает в коробку трехклапанную невозвратно запорную 3ККНЗ6 и через фильтр Ф7 к балластному насосу. Так же из трубопровода 1бч через невозвратно-запорный клапан КНЗ13 вода поступает  к эжектору. Из насоса и эжектора через клапаны К10 при закрытых клапанах КЗП2 и К13 , вода минуя коробку двухклапанную запорную 2ККЗ5 подается к клапанным коробкам 2ККЗ1, 2КК32, 2ККЗ3 и 2ККЗ4 откуда по трубопроводам попадает в балластные цистерны.

При выдаче балласта вода из балластных цистерн забираются приемными сетками и по трубопроводу 1бч поступает к клапанным коробкам 2ККЗ1, 2КК32, 2ККЗ3 и 2ККЗ4  откуда подается по трубопроводу в 2ККЗ6 и далее в 3ККНЗ6 через фильтр Ф7  в балластный насос и через клапан невозвратно-запорный КНЗ13 к эжектору и при закрытом клапане К10 и КЗП 2и через клапан невозвратно-запорный КНЗУ2 выбрасывается за борт.

3.2.2 Перекачивание балласта для изменения крена и дифферента

Используется так же балластная система

Рассмотрим перекачивание балласта для изменения крена. Допустим что судно получило крен на левый(правый) борт. Необходимо из левых балластных цистерн БЦ3, БЦ5 и БЦ7 (БЦ6, БЦ4 и БЦ2) перекачать воду. Вода через запорные коробки 2ККЗ1 и 2ККЗ2 (2ККЗ3и 2ККЗ4) поступает в 2ККЗ6 откуда через невозвратно запорную коробку 3ККНЗ6, фильтр Ф7  к балластному насосу и клапан КНЗ13 к эжектору. Далее, через клапаны К10 при закрытых К13, КНЗ14 и КЗП2 поступает, через запорную коробку 2ККЗ5, к 2ККЗ3 (2ККЗ4) и дальше по трубопроводу к балластным цистернам правого (левого) борта.